Сельскохозяйственная повестка ВТО набирает обороты

2022 / Апрель 22

С тех пор, как члены Всемирной торговой организации (ВТО) на заседании Генерального совета приняли решение о созыве
12-ой министерской конференции (МК12) в Женеве на неделе с 13 июня 2022 года, переговоры по сельскому хозяйству интенсифицировались[i]. В своем выступлении 28 марта 2022 г. на неофициальном заседании Генерального совета ВТО Генеральный директор Организации Нгози Оконджо-Ивеала отметила роль ВТО в решении важных вопросов, касающихся продовольственного и сельскохозяйственного кризиса[ii]. По-видимому, МК12 может стать решающим, если не переломным событием, учитывая текущую ситуацию в указанной сфере.

Ранее, 13 апреля 2022 года, наименее развитые страны (группа НРС) в ответ на проект доклада[iii] Председателя специальной (переговорной) сессии по сельскому хозяйству о ходе переговоров (проект доклада) выступили с критикой и дали свои комментарии[iv] по вопросу продовольственной безопасности и сельскохозяйственному кризису. Группа НРС поддержали реформу Соглашения по сельскому хозяйству (ССХ)[v] в направлении создания справедливой и рыночно ориентированной системы торговли сельскохозяйственной продукцией, в которой приоритет отдается вопросам продовольственной безопасности и устойчивости. Среди таких вопросов, в частности, названы искажающая торговлю внутренняя поддержка, специальный защитный механизм и создание государственных запасов для целей продовольственной безопасности.[vi] В своем заявлении группа НРС особо подчеркнула необходимость продолжения переговоров в части сокращения искажающей торговлю внутренней поддержки. По мнению НРС, такие меры поддержки «продолжают вытеснять производителей НРС с мировых рынков, создавая при этом условия недобросовестной конкуренции» и «непосредственно препятствуют перспективам развития и продовольственной безопасности НРС»[vii]. Кроме того, НРС призывают членов ВТО, не являющихся НРС, «воздерживаться от введения запретов или ограничений на экспорт по смыслу статьи XI:1 ГАТТ 1994 в отношении основных продовольственных товаров, когда такие товары запрашиваются или закупаются НРС для внутреннего потребления».

НРС в своем заявлении затронули вопросы создания специального защитного механизма и согласования постоянного решения по государственным запасам для целей продовольственной безопасности.[viii]. В качестве своего приоритета НРС обозначили важность принятия постоянного решения по государственным запасам, которое бы предусматривало закупку наименее развитыми странами товаров продовольствия, основываясь на существующих и будущих государственных программах. НРС считают, что эта мера должна охватывать любые закупки продовольствия по фиксированным ценам в рамках государственных программ, при условии, что их целью является обеспечение комфортных условий и поддержка производителей НРС с низким уровнем дохода или с отсутствием достаточного объема ресурсов. Индия и Группа Африканских стран, поддержав позицию наименее развитых стран, высказались о несбалансированности предложений, выдвинутых Председателем специальной сессии по сельскому хозяйству. В то время как Новая Зеландия и Канада заявили, что проект доклада Председателя должен стать основой для любых последующих переговоров[ix].

Глобальные разногласия стран-переговорщиков по сельскохозяйственной повестке с приближением МК12 ужесточаются. Соединенные Штаты выразили свою незаинтересованность в достижении на предстоящей Министерской конференции каких-либо результатов в сельском хозяйстве, в то время как Индия заявила, что рассматривать другие вопросы повестки, без достижения постоянного решения по программам государственных запасов для обеспечения продовольственной безопасности, не представляется возможным[x].

 

Автор: Мариам Галстян 



[i] Agriculture negotiators chart path towards MC12 https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/agng_21mar22_e.htm

[ii] Informal General Council meeting https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/gc_28mar22_e.htm

[iii] Draft Chair text on Agriculture TN/AG/50 23 November 2021 https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/TN/AG/50.pdf&Open=True

[iv] Comments by The LDC group on the draft text on Agriculture (TN/AG/50) JOB/AG/227 14 April 2022 https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/Jobs/AG/227.pdf&Open=True

[v] WTO Agreement on agriculture https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/14-ag_01_e.htm

[vi] Comments by The LDC group on the draft text on Agriculture (TN/AG/50) JOB/AG/227 14 April 2022 https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/Jobs/AG/227.pdf&Open=True

[vii] Прим.: сравнительно большие объемы искажающей торговлю поддержки предоставляются, в частности, в США, ЕС, Китае и некоторых других членах ВТО

[viii] XI:1 ГАТТ 1994 1. Ни одна из договаривающихся сторон не устанавливает или не сохраняет на ввоз любого товара из территории другой договаривающейся стороны или вывоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории другой договаривающейся стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме пошлин, налогов или других сборов.

[ix] WTD, April 21, 2022: https://files.constantcontact.com/ef5f8ffe501/6bbb2a29-9362-42ec-97f0-99534a1bf60e.pdf

[x] WTD, April 20, 2022: https://files.constantcontact.com/ef5f8ffe501/01c92f07-b16a-4fc1-af00-1824b3abc83f.pdf

Загрузка комментариев...