Зелёная повестка является одной из важнейших и актуальных тем, оказывающих влияние на международную торговлю. В данный момент мировое сообщество не имеет единого мнения относительно того, являются ли торговые ограничения, вводимые под эгидой борьбы с глобальным потеплением, легитимным инструментом, стимулирующим другие страны развивать «зелёные» технологии, или же подобные меры являются скрытым протекционизмом, главная задача которого заключается в создании искусственного конкурентного преимущества одних стран перед другими. Пропонентами «зелёных» торговых мер выступают, как правило, развитые страны, в то время как большинство развивающихся стран считают, что введение таких механизмов влечет за собой нарушение глобальных цепочек поставок и, как следствие, усугубляет экономическое неравенство между странами.
Одним из главных лидеров в области внедрения зелёных механизмов в мировую торговлю является Европейский Союз, введя в действие с 1 октября 2023 года переходный этап пограничного корректирующего углеродного механизма, который в перспективе (с 2026 года) увеличит издержки стран, экспорт которых является углеродоёмким. Хотя большая часть стран мира осудила введение этого механизма, реализация ПКУМ однозначно повысила интерес многих стран, в числе которых находятся и страны ЕАЭС, к тематике «зелёной» экономики. В частности, 14 ноября 2023 года коллегия Евразийской экономической комиссии приняла рекомендацию о концепции внедрения принципов зелёной экономики в Евразийском экономическом союзе. В рамках ЕАЭС в утвержденной концепции выделяются 4 основополагающих принципов «зелёной» экономики:
1. Транспарентность и кооперационная привлекательность при реализации «зелёных» проектов в государствах-членах ЕАЭС
Согласно концепции, необходимо стимулировать развитие «зелёных» проектов на территории стран ЕАЭС, руководствуясь общими подходами и стандартами. Важно использовать единую систему классификации, в которой устанавливаются требования к институциональным инвесторам, управляющим активами и менеджерам в части обеспечения экологической и ресурсной эффективности проектов и видов экономической деятельности. С этой целью предлагается использовать утвержденные 22 декабря 2022 года «Критерии зелёных проектов государств-членов евразийского экономического союза», которые также содержат рекомендации по подготовке и раскрытию отчетности компаний в области устойчивого развития [ i ]. Помимо этого, в документе выделяются 6 основных критериев-целей, определяющих экологичность проекта: 1) внедрение НДТ для предотвращения и контроля загрязнения, повышения ресурсной эффективности; 2) адаптация к климатическим изменениям; 3) устойчивое управление и охрана водных ресурсов (в том числе морских); 4) формирование экономики замкнутого цикла; 5) сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов; 6) сохранение и восстановление биоразнообразия и экосистем.
2. Обмен опытом и наработанной практикой национальных систем климатического регулирования между государствами-членами ЕАЭС
С целью сохранения кооперационной привлекательности «зелёных» инвестиционных проектов и приведения к унифицированной форме экологических стандартов в разных странах-членах, в концепции рекомендуется регулярно и своевременно информировать другие государства-члены ЕАЭС об изменениях в области национальных «зелёных» стандартов, в особенности касающихся наилучших доступных технологий (НДТ).
3. Экономическая эффективность как приоритет при выборе подходов и технологий для реализации «зелёных» проектов в государствах-членах ЕАЭС
Экономическая эффективность проекта должна являться первостепенным фактором, определяющим соответствие применяемых технологий понятию экологичности. Иными словами, если реализация инвестиционного проекта приведёт к эффективному использованию материальных, природных, энергетических, финансовых и человеческих ресурсов — значит это реальная «зелёная» модернизация.
4. Обеспечение экономического роста при сокращении антропогенного воздействия на окружающую среду и климат
Согласно документу, реализация «зелёных» проектов на территории стран ЕАЭС должна способствовать росту экономики при одновременном сокращении негативного влияния на окружающую среду. В качестве основных показателей экологичности экономики, которые необходимо сопоставлять с объемом ВВП, в документе были предложены следующие: 1) динамика объемов выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, 2) динамика объемов потребления топливно-энергетических ресурсов из возобновляемых и альтернативных источников, включая гидроэнергетику, атомную энергетику, водородную энергетику, 3) динамика объемов использования водных, лесных и иных природных ресурсов, 4) динамика вовлечения в производство вторичных ресурсов. [ ii ]
Заинтересованность ЕАЭС в построении «зелёной» экономики выражается и в обсуждении данной темы на международном уровне: так, 21 ноября 2023 года в рамках круглого стола «Укрепление связей ЕАЭС и АСЕАН: роль делового сообщества» одной из тем встречи стала проблема изменения климата. В настоящий момент обсуждается заключение меморандумов о взаимопонимании с профильными ведомствами Вьетнама и Таиланда, заинтересованность в сотрудничестве проявляет также Индонезия. [ iii ]
Качур Алексей
[i] Критерии «зелёных» проектов государств-членов евразийского экономического союза Источник: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/df7/Kriterii-dlya-opublikovaniya-_Modelnaya-taksonomiya_.pdf
[ii] Концепция внедрения принципов «зелёной» экономики в Евразийском экономическом союзе Источник: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_makroec_pol/green_economy.pdf
[iii] Россия заинтересована в общих подходах к «зелёной экономике» с Вьетнамом и Таиландом Источник: https://www.akm.ru/press/rossiya_zainteresovana_v_obshchikh_podkhodakh_k_zelyenoy_ekonomike_s_vetnamom_i_tailandom/
19 дек 2024
10 дек 2024
21 янв 2025
25 дек 2024