Иллюзия равенства на примере одной статьи из Регламента ЕС по ПКУМ

2023 / Ноябрь 21

Принцип недискриминации является одним из ключевых в праве ВТО. Обязательства о недискриминации (предоставлении режима наибольшего благоприятствования и национального режима) содержатся во многих соглашениях ВТО, в том числе в ГАТТ 1994. Запрещается не только де юре дискриминация, которая явно видна из текста нормативного правового акта, но и де факто дискриминация, которая становится очевидной из дизайна, архитектуры меры и ее применения.

В качестве примера нормы внутреннего законодательства с признаками дискриминации рассмотрим пункты 7-11 статьи 2 Регламента (ЕС) 2023/956 от 10 мая 2023 г. по установлению пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ). Эти статьи содержат условия, выполнение которых позволит стране, поставляющей электроэнергию в ЕС, получить исключение из охвата ПКУМ применительно к этому товару. Требований предъявляется много: какие-то из них технические, какие-то административные (представление отчетов), но большинство - политические с привязкой к экологии, энергии, конкуренции и международным обязательствам в области климата.

Например, страна-поставщик электроэнергии в ЕС должна быть привержена климатической нейтральности к 2050 году (статья 2.7(d)). Она должна заключить соглашение с ЕС, устанавливающее обязательство применять законодательство ЕС в области электроэнергетики, включая законодательство о развитии ВИЭ, а также другие правила в области энергетики, окружающей среды и конкуренции (статья 2.7(а)). Требуется, чтобы страна-поставщик представила в Еврокомиссию дорожную карту, содержащую график принятия мер по реализации ряда условий, в том числе по внедрению к 1 января 2030 г. системы торговли выбросами для электроэнергии с углеродной ценой, эквивалентной Европейской системе торговли квотами на выбросы парниковых газов (статьи 2.7(с) и 2.7(е)).

В этих условиях для получения исключения из охвата ПКУМ нет различий по страновому признаку, но они сформулированы так, что их можно оценить как потенциально оказывающие пагубное влияние на конкурентные возможности для аналогичных импортируемых товаров из разных членов ВТО и потому дискриминационные.

Во-первых, есть вопросы к установлению исключений из ПКУМ ЕС. В настоящее время вторая часть Приложения III к Регламенту (ЕС) 2023/956 остается пустой, но в дальнейшем там будет формироваться список стран-поставщиков электроэнергии, которым ЕС предоставит исключения. Как только какая-то страна получит исключение из охвата ПКУМ для поставок своей электроэнергии в ЕС, это исключение изменит условия конкуренции между аналогичными импортируемыми товарами в ущерб импортируемой электроэнергии из стран, вынужденных соблюдать требования ПКУМ. Соответственно, возникнет нарушение статьи I:1 ГАТТ 1994.

Во-вторых, увязав получение исключения с выполнением ряда регуляторных требований (чрезмерных, заведомо неприемлемых для ряда стран и, следовательно, дискриминационных), ЕС изначально лишил некоторые страны возможности получить исключение из ПКУМ. Например, не все страны, входящие в десятку основных поставщиков электроэнергии в ЕС[i], взяли на себя международное обязательство достичь климатической нейтральности к 2050 году. Турция планирует добиться углеродной нейтральности к 2053 году,[ii] Россия – к 2060 году[iii]. Соответственно, при поставке электроэнергии в ЕС эти страны будут вынуждены соблюдать требования ПКУМ и их конкурентные возможности ухудшатся по сравнению со странами-поставщиками, которые получат исключения из охвата ПКУМ.

В-третьих, ЕС создал гибкий механизм, позволяющий реагировать на отклонение третьих стран от заданного европейского курса. Согласно пункту 11 статьи 2 Регламента, Еврокомиссия уполномочена принимать делегированные акты для внесения изменений в Приложение III путем добавления или удаления третьей страны или территории в зависимости от того, выполняет ли она предусмотренные условия или нет.

Несмотря на множество проблем в ПКУМ, в том числе по исключениям и условиям их получения, Еврокомиссия неустанно утверждает, что ПКУМ ЕС соответствует правилам ВТО. Однако чем глубже мы погружаемся в текст Регламента по ПКУМ, его дизайн, архитектуру и принятый имплементационный акт, тем очевиднее становится, что искусно объединяя различные инструменты в сложный механизм ПКУМ ЕС, устанавливая в нем многочисленные требования и позволения, условия и исключения, ЕС пытается приукрасить реальность и создать иллюзию соблюдения правил ВТО. Это подчеркивает необходимость и важность глубокого и объективного анализа ПКУМ ЕС для выявления нарушений правил ВТО и борьбы с этими нарушениями.

 

Наталья Шпильковская

 




[i] Россия, Швейцария, Великобритания, Сербия, Норвегия, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Черногория, Албания и Турция.

[ii] Republic of Türkiye Updated First Nationally Determined Contribution, 13.04.2023.

[iii] ТАСС, «Путин: Россия будет добиваться достижения углеродной нейтральности не позднее 2060 года», 13.10.2021; Указ Президента РФ от 26 октября 2023 г. № 812 «Об утверждении климатической доктрины Российской Федерации».




Загрузка комментариев...