Согласно данным Global Trade Alert в 2022 году зафиксировано более 25 тысяч субсидий, а за последнее десятилетие количество субсидий увеличилось втрое.[i]
Почему дисциплины в субсидиях играют такую важную роль в многосторонней торговой системе? Во многом это связано с тем, что субсидии могут подорвать усилия членов ВТО по либерализации торговли, достигнутые в ходе многосторонних раундов переговоров и в рамках региональных преференциальных торговых соглашений. Одним из ключевых принципов ВТО является справедливая торговля, которая может быть обеспечена, если условия конкуренции равны для всех участников международной торговли. Однако субсидии создают преференции одним участникам торговли и, даже если они используются для устранения провалов рынка, могут искажать условия торговли, нивелируя таким образом достигнутые в переговорах по доступу на рынки уступки.
Ранее к практике субсидирования промышленных отраслей чаще прибегали некоторые развивающиеся страны, обосновывая господдержку необходимостью создания промышленных отраслей и индустриализации. Многие развитые страны на протяжении десятилетий критиковали эти страны. Они выдвигали тезис о том, что субсидии больше вредят, чем способствуют промышленному развитию страны, а в долгосрочном периоде не ведут к оптимальному и эффективному распределению ресурсов в экономике.
Однако ситуация в корне изменилась в августе 2022 года, когда в США был утвержден Акт о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA). Этот закон предоставляет собой массированный пакет инструментов поддержки и, как утверждают чиновники США, разработан для борьбы с изменением климата. Согласно открытым данным субсидии в рамках этого пакета поддержки составят 369 млрд долларов США,[ii] в основном в форме налоговых льгот и грантов для поддержки производства электромобилей и инфраструктуры на территории США для перехода на возобновляемые источники энергии.
Спустя менее чем полгода Еврокомиссия озвучила свое решение о принятии Плана зеленого курса для повышения конкурентоспособности промышленности ЕС.[iii] План предусматривает разработку нормативно-правовой базы для поддержки технологий и промышленности с нулевым уровнем выбросов, а также смягчение условий доступа к государственному финансированию. Предполагаемый объем инвестиций составит примерно 270 млрд евро.[iv] Япония также внедряет субсидии на более чем 150 млрд долларов США в поддержку зеленых технологий.[v] Не стоит забывать и про Китай, которой занимает треть мирового рынка возобновляемых источников энергии.
Таким образом, создание новых «зеленых» отраслей имеет мало общего с формированием естественных конкурентных преимуществ и использованием рыночных инструментов. Рост объема субсидирования крупнейшими экономиками мира очевидно усиливает и без того напряженную ситуацию в мире, угрожает возникновению гонки субсидий. По мере того, как крупнейшие государства мира вступают в конкуренцию за доминирование на зарождающихся новых мировых рынках, условия конкуренции для стран со средними или более низкими доходами ухудшаются. Растущие объемы производства и мировых поставок в этих «зеленых» отраслях могут привести к искусственному изменению структуры международных торговых потоков, потенциально снизить объемы экспортных поставок в традиционных отраслях экономики, и связанных услуг и инвестиций.
Что может сделать ВТО?
Решить проблему субсидирования или снизить негативные эффекты практически невозможно в рамках региональных торговых договоренностей, а ВТО является единственной многосторонней торговой площадкой, в рамках которой такие договоренности уже ранее достигались. По сути схожая ситуация наблюдалась в 70-ых и 80-ых годах прошлого столетия, правда она имела отношение к торговле в сельскохозяйственном секторе. Переговоры по правилам субсидирования велись более 10 лет и привели к подписанию в 1994 году Соглашения по сельскому хозяйству ВТО, предусматривающему ограничение объемов поддержки сельхозпроизводителей.[vi]
В отличие от правил для сельскохозяйственного сектора, в тексте Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО согласованы более жесткие правила, вводящие категорию компенсируемых специфических субсидий и предусматривающие запреты определенных видов поддержки. Члены ВТО осознают, что свод правил по субсидиям успешно применялся на протяжении почти 30 лет и, в случае необходимости, должен быть усилен. В настоящее время на площадке ВТО обсуждают запуск диалога по промышленным субсидиям и их влиянию на торговлю. Существенной проблемой является отсутствие исчерпывающей информации по промышленным субсидиям. В ВТО предусмотрены правила по уведомлению членов организации по субсидиям, однако не все члены их соблюдают, либо информация поступает спустя продолжительное время. Это в существенной степени осложняет процесс изучения и анализа современных форм поддержки. Поэтому важно продолжить работу по совершенствованию транспарентности в Организации в целях достижения полной прозрачности применяемых мер поддержки. Для изучения влияния политик на торговлю потребуется договориться по методам измерения и механизмам оценки мер поддержки не только на торговлю, но и начать работу для определения взаимосвязи «зеленых» субсидий и целей Парижского соглашения по климату.
Сложный характер достижения многосторонних договоренностей предполагает проведение подготовительных работ задолго до начала официальных переговоров. Чем сложнее и чувствительнее для членов ВТО вопрос, тем дольше и интенсивнее длятся предварительные консультации. Дискуссии по промышленным субсидиям и их эффекту на торговлю будут способствовать снижению напряженности и являться одним из необходимых этапов для достижения многостороннего консенсуса для укрепления (там, где это необходимо) правил субсидирования в будущем.
[i] База данных Global Trade Alert. https://www.globaltradealert.org/data_extraction
[ii] Офис торгового представителя США. https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2022/august/statement-ambassado...[iii] Промышленный план «Зеленая сделка»: вывести европейскую промышленность с нулевым уровнем выбросов в лидеры. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_510
[iv] Гонка зеленых субсидий может быть тем, что нужно миру. https://www.reuters.com/breakingviews/green-subsidy-race-may-be-what-world-needs-2023-02-06/
[v] Япония планирует предоставить $157 млрд на «зеленый переход». https://www.reuters.com/business/sustainable-business/japan-lays-out-plan-issue-157-bln-green-transition-bonds-2022-05-19/
[vi] Тогда фермеры США и на тот момент Европейского экономического сообщества стали ключевыми экспортерами сельхозпродукции во многом благодаря субсидиям своих правительств. Фермеры многих других стран, не способных финансировать производство и экспорт в сопоставимых объемах, потеряли рынки сбыта. По мере роста субсидий, увеличивалось и количество торговых споров. В ходе Уругвайского раунда переговоров участникам переговоров удалось договориться об ограничении и разработке четких правил субсидий в сельском хозяйстве (т.н. «ящики» сельхозподдержки). Этим договоренностям предшествовала большая работа по сбору и количественному анализу данных о сельхозполитиках государств, выделению тех, которые в наибольшей степени искажали условия конкуренции.
10 дек 2024
18 ноя 2024
3 дек 2024
14 ноя 2024