Перепроизводство и субсидии: Китай против США и ЕС

2024 / Май 8

Национальная экономическая модель Китая и широкое использование субсидий уже долгое время вызывает обеспокоенность у отдельных членов ВТО по поводу соблюдения страной правил этой организации. В последнее время участились обвинения отдельных торговых партнеров, включая Соединенные Штаты и Европейский союз, в несправедливом искажении торговли посредством промышленных субсидий и непрозрачной поддержки китайских компаний. Хотя – уж кто бы говорил.

Во время последнего заседания Комитета по субсидиям и компенсационным мерам в апреле этого года развернулась острая дискуссия между Китаем и США на тему перепроизводства, вызванного якобы китайскими субсидиями в ключевых секторах. Китай заявил о своем несогласии с применением термина «перепроизводство» (англ. – overcapacity), поскольку не существует его четкого определения, в том числе в рамках ВТО.

Самое простое и наиболее распространенное определение перепроизводства – это ситуация, в которой производственные мощности превышают текущий уровень спроса. Однако данное объяснение не является исчерпывающим и вводит в заблуждение, так как, по сути, делает весь экспорт результатом внутреннего «перепроизводства». Представители Китая также подчеркивают, что превышение предложения над спросом является нормальным явлением в условиях рыночной экономики и основной предпосылкой функционирования механизма рыночной конкуренции. Также они обращают внимание на растущие объемы мировых рынков и высокие прогнозные показатели по отдельным отраслям.

Поскольку отсутствует единый стандарт, позволяющий определить, существует ли перепроизводство, а коэффициент использования мощностей не отражает реальную ситуацию в отраслях промышленности, определить перепроизводство по объему экспорта страны иррационально в контексте глобализации и либерализации международной торговли.

За пределами ВТО вопрос перепроизводства обсуждается на площадке ОЭСР. Признавая серьезную проблему избыточных мощностей в сталелитейной промышленности, в 2016 году лидеры «Большой двадцатки» призвали к созданию Глобального форума по избыточным сталелитейным мощностям при содействии ОЭСР для решения проблемы глобальных избыточных мощностей и их негативного воздействия на устойчивость и экономическое здоровье отрасли.[1] В майском отчете упомянутого форума подчеркивается наличие перепроизводства в китайской сталелитейной промышленности еще со второй половины предыдущего десятилетия, при этом избыточные мощности Китая основаны на искажающем рынок государственном вмешательстве и других нерыночных факторах.[2]

Сегодня обвинения США направлены на так называемые «три новые отрасли», к которым относятся электромобили, литий-ионные батареи и солнечные панели. Риторика перепроизводства заключается в том, что благодаря государственным субсидиям Китай «наводняет» зарубежные рынки новыми «зелеными» товарами по низким ценам, нанося ущерб другим экономикам.

Пекин настаивает на том, что конкурентное преимущество их «зеленой» продукции обусловлено технологическими инновациями и эффективностью предприятий. По их мнению, быстрое развитие «зеленой» промышленности в Китае внесло значительный вклад в глобальную борьбу с изменением климата, ускорив переход к «зеленой» промышленности и энергии, продвигая сотрудничество в области чистых технологий. Неумение американских и европейских компаний конкурировать на этих рынках побуждает их использовать предлог перепроизводства для реализации торгового протекционизма.

В данном контексте также возникает вопрос: если глобальный рынок новых энергетических продуктов уже насыщен, будут ли субсидии, предоставляемые Соединенными Штатами и Европейским союзом, способствовать «перепроизводству»? Не мешает ли справедливой конкуренции и не подрывает стабильность глобального производства Закон о чипах (т.н. CHIPS and Science Act), предусматривающий субсидии национальной полупроводниковой индустрии, или Закон о снижении инфляции (т.н. Inflation Reduction Act), обеспечивающий ряд налоговых льгот для отечественных производителей новых энергетически чистых транспортных средств?

Пока нет четкого понимания критериев, позволяющих определить существование перепроизводства в определенной стране, одно ясно точно – в США и ЕС существует консенсус в отношении всплеска избыточных мощностей в Китае, что стимулирует протекционистские меры, чтобы остановить ущерб отечественным отраслям. Соединенные Штаты рассматривают возможность введения новых тарифов и торговых барьеров на китайские товары. На этом фоне 26 апреля в Китае был принят новый «Закон о тарифах», впервые включающий статьи, разрешающие вводить ответные меры в отношении стран, не выполняющих положения о режиме наибольшего благоприятствования или тарифных преференциях в соответствии с международными договорами или соглашениями и принимающих торговые запреты, ограничения, тарифы или другие меры, влияющие на нормальную торговлю с Китаем (статьи 17 и 18).[3] Это ставит Китай, ЕС и США на опасный путь усиления торговой конфронтации в 2024 году с высокой вероятностью принятия обоюдных мер торговой защиты.


Швардова Полина



[1] Global Forum on Steel Excess Capacity (GFSEC): https://www.steelforum.org/

[2] Global Forum on Steel Excess Capacity (GFSEC): Steel exports, trade remedy actions and sources of excess capacity / May 2024: https://www.steelforum.org/gfsec-steel-exports-trade-remedy-actions-and-sources-of-excess-capacity.p...

[3] Закон о тарифах Китайской Народной Республики: https://www.lawinfochina.com/display.aspx?lib=law&id=42871

Загрузка комментариев...