Китай обжалует Закон о снижении инфляции США

2024 / Апрель 25

В августе 2022 года в США был принят Закон о снижении инфляции, который предполагает поддержку внутренней экономики на сумму более 369 млрд. долл. США в течение следующих десяти лет [1]. Закон содержит различные программы налоговых льгот для отечественных производителей, потребителей и поставщиков энергии.

Например, Законом о снижении инфляции предусмотрен налоговый кредит в размере 7500 долл. США на электромобили (The Clean Vehicle Credit) по двум основаниям: критические материалы и компоненты аккумуляторной батареи. По первой кредитной линии условием получения является использование определенной доли [2] «критически» важных материалов, добытых/обработанных на территории США, партнеров США по ЗСТ или переработанных в Северной Америке. С 2025 года еще одним условием станет запрет на использование материалов, добытых, обработанных или вторично переработанных иностранной организацией, принадлежащей или подконтрольной КНДР, КНР, Российской Федерации, Республике Иран или лицу, находящемуся в SDN-списке [3]. Для того, чтобы претендовать на кредит по второй линии, определенный процент [4] компонентов аккумуляторной батареи должен быть изготовлен или собран в странах Северной Америки. C 2024 года производитель утрачивает право на льготу по данному основанию, если какие-либо компоненты аккумуляторной батареи изготовлены или собраны иностранной организацией, описанной выше.

Закон о снижении инфляции, по существу, предусматривает масштабную программу поддержки экономики США и повышения ее конкурентоспособности, в том числе на мировых рынках. Программу поддержки, которая идет вразрез с основополагающими правилами ВТО.

Двадцать восьмого марта текущего года Китай обратился с запросом о проведении с США консультаций [5]. Предмет потенциального спора – Закон о снижении инфляции.  Китай полагает, что положения Закона противоречат обязательствам США по Статье I:1 (режим наибольшего благоприятствования) и Статье III:4 (национальный режим) ГАТТ 1994, Статьям 2.1 и 2.2 Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (применение несовместимых с правилами ВТО инвестиционных мер), Статьям 3.1 и 3.2 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (запрет импортозамещающих субсидий). 

Нельзя не отметить, что с момента появления Закона еще на стадии проекта многие члены ВТО его активно критиковали. Но решился подать жалобу именно Китай. Закон о снижении инфляции описывается им как «крупнейшая в современной экономической истории субсидия». Китай, однако, оспаривает (по крайней мере на этом этапе) не весь Закон, но его отдельные, тщательно отобранные элементы. То есть действует продуманно и сдержанно. То же касается правовых оснований жалобы. Китай не пытается «начинить» запрос десятками претензий, но концентрируется на нескольких. Обращает на себя также внимание то, что Китай заявляет о своей решимости в поддержку «национальных и международных усилий по сокращению и смягчению последствий изменения климата», добавляя, что эти цели не могут и не должны достигаться посредством запрещенных импортозамещающих субсидий. Такого рода рассуждения нетипичны для процедурных документов в рамках системы разрешения споров ВТО, но Китай действует на опережение. И это абсолютно правильный ход.

Есть основания считать, что инициированный Китаем спор станет вехой в истории ВТО. От того, каким будет решение, зависит, возможно, будущее этой организации, но при условии принятия доклада третейской группы. Мы не исключаем, что на каком-то этапе Китай и США могут заключить между собой мировое соглашение. Это будет означать, что спор под номером DS623 был частью стратегии Китая по повышению конкурентоспособности собственной экономики за счет выторговывания у США благоприятных условий торговли и доступа на рынок.     


Анаит Смбатян

Полина Хорева 


[1] https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/5376/text

[2] Применимые процентные показатели увеличиваются с 40% до 2024 года до 80% после 2026 года.

[3] Включение в американский список SDN (Specially Designated Nationals List) влечет блокировку всех принадлежащих лицу активов, находящихся в США, и запрет американским лицам на любое взаимодействие с подсанкционными лицами. 

SDN-список:https://ofac.treasury.gov/specially-designated-nationals-and-blocked-persons-list-sdn-human-readable-lists

[4] Применимые процентные ставки увеличиваются с 50 % до 2024 года до 100 % после 2028 года.

[5] https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds623_e.htm


Загрузка комментариев...