Искусственный интеллект (ИИ) все более стремительно входит в нашу жизнь, меняя ее: где-то упрощая, а где-то создавая риски. Технологии ИИ применяются во многих сферах, таких как медицина, финансы, образование, музыка, кино, логистика и др. Ежедневно при помощи ИИ генерируется большое количество текстов, изображений и видеоматериалов, а поисковые сервисы с использованием ИИ в значительной степени облегчают процессы поиска и систематизации информации. Появляются роботы-курьеры, сельскохозяйственная техника и общественный транспорт с «искусственным мозгом», а промышленные роботы заменяют людей на особо опасных для жизни и здоровья участках производственных линий предприятий.
В то же время различными экспертами отмечается ряд нюансов, которые могут возникнуть вследствие применения ИИ. Среди них, к примеру, вопросы авторства - может ли ИИ считаться автором произведений, а также правомерно ли использование охраняемых авторским правом произведений в алгоритмах обучения ИИ (так как разработчики таких систем не всегда получают согласия авторов на заимствования). Решения, принимаемые ИИ, могут быть предвзятыми и сильно зависеть от качества исходной выборки, которая использовалась для тренировки алгоритма[i]. Также очевидна проблема использования ИИ для автоматизации систем производства, когда труд человека заменяется машинами, что может повлечь за собой рост безработицы, для борьбы с которой нужны будут новые правила и инструменты.
Таким образом, страны, в которых активно разрабатываются и вводятся в повседневную жизнь технологии ИИ (ЕС, США, Китай, Россия), сейчас активно работают над созданием правовой базы для регулирования разработки, использования и передачи таких технологий. Следует отметить, что на данный момент общепринятого толкования понятия ИИ как объекта регулирования не выработано. Каждая страна подходит к этому вопросу по-своему.
Так, в России в рамках экспериментального регулирования, вступившего в силу 24 апреля 2020 года[ii], ИИ определен как комплекс технологических решений, которые позволяют имитировать когнитивные функции человека и получать результаты, сравнимые с результатами интеллектуальной деятельности человека, при выполнении конкретных задач. Стоит отметить, что текущее законодательство скорее является «правовой песочницей», чем окончательным законодательным актом и носит временный характер.
В разработанном 21 апреля 2021 года Европейской комиссией «Проекте регламентаоб искусственном интеллекте», который пока еще не вступил в силу, дается определение понятия «система ИИ» (Статья 3) как программного обеспечения, разработанного с использованием одного или нескольких методов и подходов (перечислены в Приложении I к акту) и способного для заданного набора целей, определяемых человеком, генерировать результаты, такие, как содержание, прогнозы, рекомендации или решения, влияющие на среду, с которой они взаимодействуют. Также в акте выделяются подходы и практики, применение которых указывает на то, что программа рассматривается как искусственный интеллект.[iii]
Проект регламента подразделяет системы ИИ на 3 категории. В зависимости от того, под какую категорию подпадает ИИ, определяется возможность использования этой технологии на территории ЕС.
Запрещённые системы – ИИ, которые действуют на подсознание человека, используются для установления слабых сторон определенных социальных групп, а также в целях оценки клиентов по социальным характеристикам с помощью данных о присутствии и действиях в сети, либо биометрической идентификации в режиме реального времени в публичных местах. Действие таких ИИ запрещено на территории ЕС.
Системы высокого риска – ИИ, которые требуют регулярного надзора со стороны регуляторов и могут причинить высокий потенциальный ущерб. Для действия таких ИИ требуется разрешение от компетентных органов ЕС по доступу на рынок.
Системы низкого риска – системы, не подпадающие под указанные выше категории. Для действия данных систем на территории ЕС необходимо обязательное уведомление пользователей о том, что они взаимодействуют с ИИ[iv].
Согласно «Закону о Национальной инициативе США в области искусственного интеллекта» 2020 года, который направлен на создание условий для развития этой технологии в стране, термин ИИ означает машинную систему, которая может для заданного набора целей, определенных человеком, делать прогнозы, рекомендации или решения, влияющие на реальную или виртуальную среду[v].
Китайская Народная Республика, в свою очередь, начала работу над созданием закона в области ИИ весной 2023 года. В данный момент в стране действуют «Временные меры по управлению услугами генеративного искусственного интеллекта»[vi], которые вступили в силу с 15 августа 2023 года и накладывают ограничения на публичные услуги, оказываемые при помощи ИИ. В частности, предоставление и использование услуг генеративного искусственного интеллекта должно соответствовать основным социалистическим ценностям[vii]. В документе генеративный ИИ определяется как технологии, которые генерируют текст, изображения, звуки, видео, код и другой контент на основе алгоритмов, моделей и правил.
В то время пока страны пытаются создать национальный регуляторный ландшафт для ИИ, эта технология, как было отмечено выше, уже сейчас вносит изменения в нашу повседневную жизнь и в том числе влияет на развитие международной торговли. Согласно докладу ОЭСР, использование ИИ имеет большое положительное влияние на международную торговлю. В частности, внедрение систем ИИ в таможенные структуры в значительной степени ускоряет процесс принятия решений, ИИ более эффективно решает задачи оптимизации в логистике, может в краткие сроки анализировать и переводить тексты торговых соглашений – всё это в конечном счёте способствует повышению открытости торговли и уровня транспарентности[viii].
Важность использования преимуществ ИИ для устойчивого развития торговли на днях отмечалась генеральным директором ВТО на полях Всемирного экономического форума в Давосе[ix]. В частности, г-жа Нгози отметила, что генеративный ИИ может снизить торговые издержки, повысить эффективность цепочек поставок, увеличить производительность труда, однако для этого членам ВТО нужно будет среди прочего прийти к договоренности относительно регулирования трансграничных потоков данных.
Стоит отметить, что некоторые соглашения ВТО уже содержат положения, способствующие развитию и передаче технологий ИИ: к примеру, соглашение ТРИПС, которое регулирует вопросы авторского и патентного права, соглашение об Информационных технологиях, которое упрощает торговлю товарами, используемыми для создания технологий ИИ (компьютеры; полупроводники; оборудование для производства полупроводников; телекоммуникационное оборудование; инструменты; носители информации и программное обеспечение и т.д.). Тем не менее, членам ВТО необходимо будет разработать единый подход к толкованию понятия ИИ, а также новые решения в области регулирования торговли как самой технологией ИИ, так и товарами и услугами, созданными ИИ, чтобы в полном объеме обеспечить использование преимуществ этой технологии, и в то же время минимизировать потенциальные риски. При этом новые правила не должны создавать излишние ограничения в торговле.
Будем следить за развитием национальных подходов к регулированию ИИ и инициативами стран в отношении этого вопроса на площадке ВТО.
Михеева Евгения
Качур Алексей
[i] 9 Problems with Generative AI, in One Chart (https://www.visualcapitalist.com/sp/9-problems-with-generative-ai-in-one-chart/)
[ii] Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" (http://ivo.garant.ru/#/document/73945195/paragraph/1:0)
[iii] Proposal for a regulation of the European parliament and of the Сouncil laying down harmonised rules on artificial intelligence (Artificial Intelligence Act) and amending certain Union legislative acts (https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52021PC0206)
[iv] Обзор акта об искусственном интеллекте Европейского Союза (https://nplaw.ru/blog/detail/obzor-akta-ob-iskusstvennom-intellekte-evropeyskogo-soyuza/)
[v] National Artificial Intelligence Initiative Act of 2020 (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/6216/text#toc-H41B3DA72782B491EA6B81C74BB00E5C0)
[vi] Администрация киберпространства Китая (http://www.cac.gov.cn/2023-04/11/c_1682854275475410.htm)
[vii] China announces rules to keep AI bound by ‘core socialist values’ (https://www.washingtonpost.com/world/2023/07/14/china-ai-regulations-chatgpt-socialist/)
[viii] OECD, Artificial Intelligence and international trade. Some preliminary implications (https://www.oecd.org/publications/artificial-intelligence-and-international-trade-13212d3e-en.htm)
[ix] No Recovery without Trade and Investment, 18 января 2024 (https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2024/sessions/no-recovery-without...)
2 окт 2024
5 сен 2024
30 сен 2024
18 сен 2024