Торговая политика государства, в частности внешний ее контур, во многом определяется качеством и содержанием международных торговых соглашений, которые государство заключает с партнерами. Ранее, равно как и сейчас, основу таких соглашений для стран составляли соглашения ВТО, а также другие масштабные преференциальные и непреференциальные торговые сделки. Такие торговые соглашения охватывали торговлю товарами, услугами и инвестициями на миллиарды долл. США.
С точки зрения правил ВТО, Статья 24.8 ГАТТ предусматривает, что при формировании таможенных союзов или создании зон свободной торговли стороны должны отменить пошлины и другие ограничительные меры в торговле.
Поэтому соглашения о свободной торговле зачастую требуют переговоров по широкому спектру направлений, которые могут занимать до 10 лет, достижения компромиссов и сбалансированных результатов по доступу на рынки для десятков отраслей, согласования результатов переговоров законодательным органом, проведения ратификационных процедур.
Но страны, желающие большей интеграции с партнерами, не всегда могут позволить такие масштабные уступки, поскольку существенная либерализация торговли практически исключает возможность защитить все важные сектора экономики от возможного роста импорта и конкуренции.
В связи с этим крупные торговые игроки пересматривают свою торговую политику, отказываясь от масштабных соглашений в пользу более мелких целевых сделок, направленных на конкретные аспекты торговли. Чаще к таким сделкам прибегают страны, которые уже достаточно либерализовали доступ на свои рынки (с точки зрения средневзвешенной ставки пошлины). США, к примеру, заключили около 1500 мини-сделок, которые позволяют учитывать особенности каждой конкретной отрасли или товара и достигать более эффективных результатов.
В качестве примера можно привести запуск в 2022 г. Индо-Тихоокеанской программы экономического процветания (IPEF), ставшей одной из крупнейших торгово-экономических инициатив в регионе. IPEF не задумана как традиционное всеобъемлющее соглашение о свободной торговле, учитывая отсутствие центрального компонента – обязательств по доступу на рынок, особенно по тарифам.
Эта мини-сделка стремится установить «обязательства высокого уровня», которые обычно не охватываются соглашениями о свободной торговле, по четырем основным направлениям: (1) торговля (труд, окружающая среда и климат, цифровая экономика и др.); (2) цепочки поставок; (3) чистая экономика (чистая энергетика, декарбонизация, инфраструктура); и (4) справедливая экономика (налоги, вопросы борьбы с коррупцией)[1].
В отличие от типичных переговоров о ЗСТ, IPEF не предполагает «единого обязательства», то есть партнеры могут заключать соглашения в рамках IPEF отдельно, не дожидаясь завершения всех элементов сделки. Это позволило уже в ноябре 2023 г. объявить о подписании новаторских соглашений по всем направлениям, кроме торгового. Партнеры IPEF достигли консенсуса по ряду аспектов в торговом компоненте и продолжают работу над нерешенными вопросами в сфере цифровой экономики и условий труда.
Таким образом, IPEF дополняет и развивает существующую региональную архитектуру и соглашения о свободной торговле посредством инновационных договоренностей, отвечающим на текущие вызовы международной торговли.
В Европейском союзе наблюдается тот же феномен — 2 тысячи мини-сделок, регулирующих правила происхождения, технические барьеры и другие аспекты торговли.
Мини-сделки кажутся незаметными, но продолжают играть важную роль в торговой политике. Зачастую мини-сделки регулируют торговые потоки в гораздо больших масштабах, чем соглашения о свободной торговле, что повышает их значимость как с экономической, так и политической точки зрения.
В целом, пересмотр торговой политики и переход к заключению мини-сделок является важным шагом для развития мировой торговли в условиях современных вызовов. Новые подходы направлены на то, чтобы оперативно реагировать на проблемы, имеющие наибольшую экономическую и политическую важность в настоящее время, такие как искусственный интеллект, нарушение цепочек поставок, защита окружающей среды.
Ввиду изменений в международном ландшафте и поиска новых форматов промышленной и экономической кооперации России целесообразно глубже изучить возможности таких соглашений. Успешное развитие и углубление торговых связей с другими странами может быть осуществимо путем перехода к формату секторальных точечных соглашений и договоренностей, которые позволят России упростить процедуры доступа на рынки. Этот подход способствует созданию более гибких, модульных соглашений, которые могут быть легче скорректированы и модернизированы для соответствия изменяющимся обстоятельствам, и позволит России настроить торговые договоренности в соответствии с уникальными потребностями партнеров.
Швардова Полина
19 дек 2024
10 дек 2024
25 дек 2024
18 дек 2024