ВТО продолжает адаптироваться к современным реалиям. В сфере услуг на площадке организации обсуждается целый спектр наиболее актуальных вопросов, включая роль технологий в секторе финансовых услуг, развитие туризма и услуги в области здравоохранения. Во исполнение поручения 12-й Министерской конференции [1] в декабре прошлого года Совет по торговле услугами выпустил Отчет о мерах реагирования ВТО на пандемию COVID-19 и готовности к будущим пандемиям. [2]
Документ освещает результаты всех мероприятий и обсуждений, состоявшихся в рамках Совета в 2023 году, в отношении опыта членов ВТО по мерам, принятым в рамках борьбы с пандемией COVID-19, и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере торговли услугами. Одной из обсуждаемых тем стала телемедицина – оказание медицинских услуг на расстоянии с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Традиционно трансграничная поставка медицинских услуг осуществлялась преимущественно третьим способом (коммерческое присутствие). [5] Однако, после начала пандемии коронавируса значительно увеличилась доля поставок медицинских услуг первым способом (трансграничная поставка). На площадке ВТО инициатором дискуссии по телемедицине, включая проблемы трансграничного оказания медицинских услуг, стала Индия, распространившая в феврале 2023 года в рамках Совета по торговле услугами аналитический документ о роли телемедицины в борьбе с пандемией и её экономическими последствиями. [3]
Согласно документу, существующее национальное регулирование членов ВТО в сфере телемедицины существенно осложняет международную торговлю услугами здравоохранения. В свою очередь, по мнению Индии, развитие телемедицины поможет сократить издержки в сфере здравоохранения, улучшить доступ к медицинским услугам и приведет к упрощению трансфера соответствующих технологий и ноу-хау. Такое развитие сотрудничества в сфере телемедицины с другими странами Индия отмечает в качестве одного из своих приоритетов. [4]
Однако, в то время как многие члены ВТО (включая Россию, Шри Ланку, Бангладеш, ЮАР и Малави от лица Группы наименее развитых стран) высказались в поддержку продолжения дискуссии по телемедицине на площадке организации, индийское предложение также столкнулось с критикой. Так, например, Великобритания и Австралия выступили против обсуждения вопросов телемедицины на площадке ВТО, а США поставили под вопрос предполагаемый охват таких дискуссий. В том числе, США не согласились с тем, что национальные правила о лицензировании и медицинском страховании, вопросы ответственности медиков и прочие регуляторные вопросы являются ограничениями торговли в понимании ГАТС. [6]
Стоит отметить, что вопрос либерализации трансграничного дистанционного оказания медицинских услуг в целом является весьма спорным. В научных кругах давно обсуждаются потенциальные риски развития телемедицины, включая вопросы страхования и ответственности, ограниченных возможностей проведения обследований и, как следствие, постановки неверного диагноза, а также снижения конфиденциальности и безопасности пациентов. [7] Так, целый ряд развитых экономик до сих пор существенно ограничивают развитие телемедицины на национальном уровне после отмены послаблений ввиду окончания пандемии COVID-19. [8] Вопрос либерализации дистанционного оказания медицинских услуг не получил поддержки и в ЕС по причине того, что данный вопрос отнесен к компетенции государств-членов и требует значительных усилий по гармонизации их национальных законодательств. [9]
В то же время переговоры в ВТО по телемедицине могли бы представлять определенный интерес для России. Объем телемедицинских услуг, оказываемых в России, возрос ещё до пандемии COVID-19, после принятия в 2017 г. закона о телемедицине. [10] Пандемия, ожидаемо, ознаменовалась резким ростом спроса на дистанционную медицинскую диагностику и лечение: по данным BusinessStat, количество обращений по каналам телемедицины в 2021 г. достигло 4,95 млн. [11] Таким образом, перспективы расширения международного сотрудничества в сфере телемедицины и устранение препятствий для трансграничного оказания дистанционных медицинских услуг могли бы предоставить российским поставщикам телемедицинских услуг возможности для дальнейшего роста и развития.
Авторы:
Тамара Посадкова
Александра Мочалова
[1] MINISTERIAL DECLARATION ON THE WTO RESPONSE TO THE COVID 19 PANDEMIC AND PREPAREDNESS FOR FUTURE PANDEMICS, Adopted on 17 June 2022, WT/MIN(22)/31, WT/L/1142 [https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?MetaCollection=WTO&SymbolList=%22...]
[2] Council for Trade in Services, REPORT OF THE COUNCIL FOR TRADE IN SERVICES TO THE GENERAL COUNCIL ON THE WTO RESPONSE TO THE COVID-19 PANDEMIC AND PREPAREDNESS FOR FUTURE PANDEMICS, 12 December 2023, S/C/66 [directdoc.aspx (wto.org)]
[3] Council for Trade in Services, ROLE OF TELEMEDICINE SERVICES IN RESPONSE TO THE PANDEMIC, Communication from India, 24 February 2023, WT/GC/W/866, S/C/W/426 [directdoc.aspx (wto.org)]
[4] Hindustan Times, India and US agree to focus on resilient trade, resolving WTO disputes bilaterally, 13 January 2023 [India and US agree to focus on resilient trade, resolving WTO disputes bilaterally | Latest News India - Hindustan Times]
[5] Council for Trade in Services, ROLE OF TELEMEDICINE SERVICES IN RESPONSE TO THE PANDEMIC, Communication from India, 24 February 2023, WT/GC/W/866, S/C/W/426 [directdoc.aspx (wto.org)]
[6] Council for Trade in Services, REPORT OF THE MEETING HELD ON 12 JUNE 2023, Note by the Secretariat, 28 July 2023, S/C/M/154 [https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/S/C/M154.pdf&Open=True]
[7] Zhang, B. The Benefits and Risks of Telemedicine, 1 August 2016 [Risk Management Magazine - The Benefits and Risks of Telemedicine (rmmagazine.com)]; Houser, S.H., Flite, C.A., Foster, S.L., Privacy and Security Risk Factors Related to Telehealth Services – A Systematic Review, 10 January 2023 [Privacy and Security Risk Factors Related to Telehealth Services – A Systematic Review - PMC (nih.gov)].
[8] OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19), The future of telemedicine after COVID-19, 20 January 2023 [The future of telemedicine after COVID-19 (oecd.org)]
[9] Euractiv, EU ministers to scrap cross-border telemedicine from health data space, 30 November 2022 [EU ministers to scrap cross-border telemedicine from health data space – Euractiv]
[10] Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [0001201707300032.pdf (kremlin.ru)]
[11] Российская газета, Цифровые экосистемы расширили возможности телемедицины, 26 декабря 2023 г. [Цифровые экосистемы расширили возможности телемедицины - Российская газета (rg.ru)]; см. также Council for Trade in Services, REPORT OF THE MEETING HELD ON 12 JUNE 2023, Note by the Secretariat, 28 July 2023, S/C/M/154 [https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/S/C/M154.pdf&Open=True].
19 дек 2024
10 дек 2024
25 дек 2024
18 дек 2024