На первый взгляд, решение таких проблем международного сообщества как применение химического оружия, браконьерство, наркомания и курение возможно только через императивные запреты торговли конкретными товарами, что не соответствует самой идее либерализации торговли в рамках ВТО. Однако статья XI ГАТТ позволяет членам Организации в исключительных случаях вводить количественные ограничения на экспорт товаров. В свою очередь статья XX ГАТТ допускает общие исключения из обязательств на основании, в частности, защиты жизни или здоровья человека, животных и растений, при условии, что такие меры не применяются дискриминационным образом и не являются скрытым ограничением международной торговли.
Так, целью Рамочной конвенции по борьбе против табака 2003 года[i] является защита будущих поколений от побочных эффектов табачных изделий (здоровье, экономика, окружающая среда). Цель Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года[ii] (СИТЕС) — сохранять биоразнообразие, в том числе видов, находящимися под угрозой исчезновения. А Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1997 года[iii] впервые запретила всю категорию оружия массового уничтожения и закрепила обязательство никогда не передавать прямо или косвенно кому-либо химическое оружие.
Пятнадцатого сентября 2023 года в рамках сессии Общественного Форума ВТО международные эксперты доказывали, что такие базовые меры международной торговли как экспортный контроль, лицензирование и сертификация, количественные и качественные ограничения, — напрямую служат выполнению целей международных конвенций, регулирующих вопросы химического оружия, исчезновения биологических видов, оборота наркотических веществ, табака и т.д.
В частности, исторический опыт борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ и фальсификации сертификатов позволил выработать дополнительные меры торговой защиты: Международный комитет по контролю над наркотиками при Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ[iv] разработал онлайн платформу авторизации импорта и экспорта для компетентных национальных органов[v], а также систему оценок законных потребностей стран в запрещённых веществах[vi] и требования к отчётности государств[vii] .
Аналогичным образом СИТЕС разработала двухступенчатую систему выдачи сертификатов на торговлю: государство уполномочивает один свой национальный орган — для выдачи разрешений, — и один научный орган — для проверки. При этом информацию об уполномоченных национальных органах можно посмотреть на официальном сайте Конвенции[viii]. Кроме того, разработана обширная система мониторинга исполнения Конвенции, вплоть до рекомендации не торговать с определённой страной[ix].
Наконец, Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака для достижения своих целей вводит специальные требования к упаковке и маркировке, которые помогают снижать спрос на табачную продукцию[x].
Среди проблем и вызовов, которые чаще всего влияют на эффективность имплементации и исполнения отраслевых конвенций эксперты называли чрезвычайные ситуации (пандемия, война, землетрясения) а также перспективы безбумажной торговли.
На полях Общественного Форума эксперты единогласно сошлись во мнении о том, что государствам необходимо международное сотрудничество посредством торговых правил и, в частности, экспортного контроля и регулирования. Необходимо контролировать всю цепочку поставок, потому что товары, попадающие «не в те руки», могут угрожать обществу. А принципы ВТО не мешают, а наоборот, только способствуют созданию гибкого режима, в котором члены Организации[xi] могут в исключительных случаях отступать от своих обязательств для достижения законных целей. Для соблюдения баланса такой торговой системы необходимо соблюдение прозрачности (транспарентности), в том числе, через процедуру уведомлений членов ВТО о вводимых мерах.
Ольга Ганина
[i] Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, принята 21 мая 2003 года, вступила в силу 01 сентября 2008 года. Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 17.11.2008, ст.5249. Бюллетень международных договоров, N 4, апрель, 2009 год. URL: https://docs.cntd.ru/document/901922916?section=text
[ii] Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, принята 3 марта 1973 года, вступила в силу 1 июля 1975 года. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ.СССР вып.XXXII, М., 1978 год. Охрана окружающей среды. Международные правовые акты: Справочник, Санкт-Петербург, 1994 год. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900806?section=status
[iii] Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (с изменениями на 27 ноября 2019 года), принята в Париже 13 января 1993 года, вступила в силу 29 апреля 1997 года. Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 9 февраля, 1998 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902161?section=text
[iv] Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принята 20 декабря 1988 года, вступила в силу 17 апреля 1991 года. Сборник межд. договоров и других документов...,М. 1991 ТПО СССР N 47, 1994 год. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900535?section=text
[v] https://www.incb.org/incb/en/tools/i2es/index.html
[vi] Предполагаемые мировые потребности в наркотических средствах на 2023 год. URL: https://www.incb.org/incb/en/narcotic-drugs/estimates/narcotic-drugs-estimates.html
[vii] https://www.incb.org/incb/en/narcotic-drugs/toolkit.html
[viii] https://cites.org/eng/resources/registers.php
[ix] https://cites.org/eng/resources/ref/suspend.php
[x] Article 11 of the Convention, see also https://fctc.who.int/newsroom/news/item/05-03-2020-who-framework-convention-on-tobacco-control-a-15-...
19 дек 2024
10 дек 2024
7 фев 2025
27 янв 2025