ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОРУМ ВТО 2023 “IT’S TIME FOR ACTION”

2023 / Сентябрь 20

На прошлой неделе в Женеве (Швейцария, 12–15 сентября 2023 г.) состоялся ежегодный Общественный Форум ВТО. Мероприятие прошло под лозунгом «Время действовать». В отличие от прошлогоднего Общественного Форума, в этом году преобладал исключительно позитивный настрой в отношении будущего ВТО. В течение четырёх дней 630 спикеров и более 3 тысяч участников со всех уголков Света, включая государственных служащих, дипломатов, представителей бизнеса, академии и различных международных организаций, обсуждали будущую повестку Организации в ближайшие 5-10 лет. В фокусе внимания – «зеленая» повестка и борьба с изменениями климата, цифровая повестка, регулирование торговли пластиком, технологии разных видов, субсидии и торговля услугами.

Ключевые направления дискуссий, представляющие для России стратегический и экономический интерес:

1.    «Зеленая» повестка, включая ПКУМ

«Зеленая» повестка безусловно стала ключевой темой Форума. В центре всех обсуждений фигурировал Европейский ПКУМ, который подвергся беспрецедентной критике со стороны подавляющего большинства участников. Представители США, КНР и развивающихся стран в один голос говорили о неэффективности механизма, с точки зрения борьбы с изменениями климата, и предлагали обратить внимание на альтернативные меры, включая регулирование субсидий на ископаемое топливо и глобальный налог на выработку углекислого газа.

Выступления многих участников совпадали с позицией Российской Федерации относительно несоответствия ПКУМ существующим многосторонним договорённостям, включая положения РКИК ООН и Парижского Соглашения по климату. Так, например, в соответствии с Парижским Соглашением каждая Сторона вправе самостоятельно определять национальные вклады в общую цель по сокращению выбросов парниковых газов и внутренние меры по предотвращению изменения климата с тем, чтобы достичь целей таких вкладов.

Растущее недовольство европейским зелёным курсом со стороны всё большего количества участников многостороннее торговой системы открывает дополнительные возможности для России в борьбе с ПКУМ ЕС. В случае принятия планируемых мер в этом направлении они могут найти широкую поддержку в рядах членов ВТО.

2.    Регулирование торговли пластиком

Затрагивался опубликованный в начале сентября проект международного Соглашения ЮНЕП по борьбе с загрязнение окружающей среды пластиковым мусором (Zero Draft). Цель Соглашения – ограничение производства и потребления пластика, торговля которым составляет порядка 4% от общемировых объемов. Соглашение принимается 2/3 участников процесса, в случае чего будет создан т. н. управляющий орган, который будет наделён полномочиями по осуществлению контроля и надзора за исполнением положений Соглашения.

Разработка Соглашения создаёт ряд экономических и институциональных рисков для ВТО и её членов. Так, положения Соглашения затрагивают права и обязательства членов ВТО в рамках ГАТТ-1994, Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) и Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), а меры по имплементации Соглашения ЮНЕП могут быть трактованы Органом по разрешению споров ВТО в качестве нарушений правил Организации. Таким образом, вступление документа в силу будет означать создание альтернативной системы выработки правил многосторонней торговли, которые противоречат ВТО.

В этой связи важно перенести работу по разработке «пластикового регулирования» на площадку ВТО, которая должна оставаться единой многосторонней площадкой по выработке международных торговых правил.

3.    Субсидии

Регулирование государственной поддержки в разных формах стало «сквозной» темой в ходе большинства обсуждений. Совершенно очевидно желание стран бороться с глобальной гонкой субсидий, которая нарушает конкурентные условия и искажает мировую торговлю. В качестве главного «нарушителя» спикеры выделяли США, подвергая жесткой критике американский Закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA), предполагающий многомиллиардные субсидии на «зеленые» технологии. Обсуждались также субсидии ЕС в продвижение «зелёного» курса и их последствия для других участников мировой торговли, включая, в первую очередь, развивающиеся страны.

Что интересно, сейчас на столе переговоров в ВТО несколько инициатив, направленных на борьбу с такими практиками, включая предложения самой Европейской Комиссии по регулированию промышленных субсидий. Тактика ЕС понятна – Брюсселю нужно выиграть время для реализации государственной поддержки, столь необходимой его промышленности, после чего соответствующее регулирование промсубсидий будет гарантированно поддерживать конкурентные преимущества ЕС, сдерживая возможности других стран реализовывать такую политику. Сценарий не нов – в начале 90-х ЕС использовал такую же тактику, сначала фактически нарушив свои обязательства по субсидиям в рамках ГАТТ, а затем институционализировав это в рамках ВТО.

Для России интерес представляет разработка соответствующего регулирования в более широком смысле. Под охват будущих дисциплин должны попасть не только промышленные субсидии, но и субсидии в сфере сельского хозяйства, а также антикризисные и «зелёные» меры, столько активно применяемые правительствами в последние 5 лет. При этом, дискуссия по достижению конкурентной нейтральность в мировой торговле должна также охватывать частные компании, т.н. транснациональные корпорации, действия которых зачастую имею сильный искажающий эффект на торговлю, сопоставимый с последствиями мер господдержки.

4.    Регулирование искусственного интеллекта

Искусственный интеллект (ИИ) активно внедряется во все сферы экономики и торговли, замещая собой те функции, которые прежде выполнял человек. Это влечёт за собой необратимые изменения как с точки зрения организации производственных процессов, так и функционирования глобальных цепочек добавленной стоимости. Возникает много вопросов, связанных с регулированием ИИ. Допускать ли искусственный интеллект на трансграничные рынки и если да, то в каком объеме? Как будет защищена информация, которая аккумулируется ИИ? Какое должно быть регулирование в сфере интеллектуальной собственности, чтобы обеспечить эксплуатацию ИИ и перспективу его развития? Каков статус ИИ, например, в сфере здравоохранения? Как проводить контроль за деятельностью искусственного интеллекта и осуществлять лицензирование такой деятельности? Кто будет нести ответственность за последствия для потребителя? На все эти и другие вопросы мировому сообществу, и России в том числе, только предстоит найти ответы.

По мере развития регулирования ИИ у России, нам целесообразно принимать участие в будущей дискуссии по разработке соответствующих правил с тем, чтобы будущие дисциплины полностью учитывали экономические интересы нашей страны в данной сфере.

5.    Блокчейн

Дискуссия по блокчейну была сконцентрирована на возможностях его использования в качестве универсальной платформы хранения и обработки данных об углеродных выбросах. Разработчики полагают, что этот метод создаст высокий уровень доверия к системе обработки информации об углеродных выбросах, которая так или иначе будет сопровождать все крупные проекты по сокращению углерода, включая ПКУМ. В соответствии с существующими стандартами, уровень защиты информации по углеродным выбросам должен быть не меньше, чем тот, который используется в хранении и обработке данных финансового характера. На сегодня, однако, не существует организаций, которые готовы были бы использовать блокчейн для указанных целей. Поэтому это – вопрос будущего.

6.    Регулирование технологий, включая производство и торговлю полупроводниками

Современные облачные системы, продвигаемые американскими high-tech корпорациями, стали трансформироваться из обычных хранилищ больших объемов данных в системы их целевой обработки по желанию заказчиков. Обороты достигают более 600 млрд долларов США в год и сконцентрированы на 52 локальных станциях в различных странах, которые выполняют функции маркетинга и первичной переработки. Обслуживание этой системы и, соответственно, цена её услуг для потребителя непосредственно связана с условиями доступа на соответствующие рынки, регулируемыми соглашениями ВТО. Поэтому владельцы и эксплуатанты этих систем намерены оказывать растущее давление по следующим направлениям торгово-политической повестки ВТО:

1)    Расширение номенклатуры Соглашения по информационным технологиям (ITA). После приостановки переговоров по ITA3 в ВТО, лоббисты перевели соответствующие дискуссии на площадку АТЭС, где, по их словам, существуют неплохие перспективы для снижения и обнуление пошлин на очередную группу товаров информационных технологий. Они полагают, что участие в ITA ведёт к существенному росту благосостояния соответствующих экономики и к росту их ВВП.

2)    Продолжение моратория на применение пошлин в отношении продуктов э-коммерции является вторым по значению элементом, необходимым для обеспечения интересов сектора. В противном случае рынок хранения и обработки данных может оказаться парализованным, а потребители понесут непомерно высокую цену за приобретение необходимых услуг.

3)    Переговоры по Соглашению по э-коммерции, результаты которых должны гарантировать стабильность функционирования систем передачи данных и решить другие важные для сектора вопросы, включая защиту прав потребителей.

Что касается производства и торговли полупроводниками, покрытие растущего мирового спроса в этих товарах также будет определяться решением трех вышеуказанных задач и объёмом субсидий, которые предоставлены или должны быть предоставлены их разработчикам и производителям.

7.    Услуги

Во многих странах торговля услугами составляет 60–70% ВВП. Более того, услуги стали неотъемлемой частью производственных процессов: стоимость товара может включать, например, стоимость услуг по страхованию, транспортировке или маркетингу. Таким образом, чтобы стимулировать производство товаров, снижать общемировые издержки и содействовать росту глобальной экономики, ВТО должна инвестировать в переговоры по либерализации торговли услугами, в т.ч. как инструмента, определяющего эффективность товарного сектора.

 

  

 

Автор: Мочалова Александра

 

 

Загрузка комментариев...