15 августа 2023 г. Индонезия запросила проведение консультаций с ЕС по вопросу применения последними компенсационных пошлин в отношении биодизеля в рамках механизма разрешения споров ВТО.[i]
Компенсационные пошлины были введены в ноябре 2019 г.[ii] По результатам расследования Еврокомиссия (далее – ЕК, Комиссия) установила, что Индонезия создала Фонд поддержки биодизеля (далее – Фонд), который предоставлял гранты индонезийским производителям биодизеля в размере разницы между установленной правительством справочной ценой на биодизель и ценой, по которой нефтяные компании покупали биодизель. Фонд был учрежден в 2015 г. президентским указом 61/2015. Этим же указом было создано специальное агентство, уполномоченное взимать экспортные пошлины с пальмового масла, установленные Регламентом Министра финансов № 133/PMK.05/2015. Таким образом, денежные средства, собранные с уплаченных экспортных пошлин на пальмовое масло, стали источником финансирования Фонда. ЕК определила, что выплаты производителям биодизеля из Фонда являлись специфической субсидией.[iii]
Кроме того, Комиссия решила, что правительство Индонезии поддерживает производителей через экспортные пошлины на сырое пальмовое масло. Эти меры, как полагают инвестигейторы ЕС, привели к искусственному снижению цен на сырое пальмовое масло на внутреннем рынке, таким образом создавая преимущество для производителей биодизеля из пальмового масла.[iv]
В запросе на консультации на площадке ВТО Индонезия указала, что упомянутые программы не соответствуют Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам.
Этот спор, если дойдет до стадии рассмотрения третейской группой, станет третьим, который Индонезия инициирует в отношении различных мер, введенных ЕС и ограничивающих доступ биодизеля из пальмового масла на европейский рынок.
Ранее, в 2014 г. Индонезия уже предпринимала попытки оспорить введенные ЕС антидемпинговые меры в отношении импорта биодизеля из Индонезии. В 2018 г. этот спор был частично выигран Индонезией по ряду ключевых заявлений, включая расчеты демпинговой маржи.[v] Мера была отменена ЕС 20 октября 2018 г. Однако уже 6 декабря 2018 г. Еврокомиссия (далее – ЕК, Комиссия) инициировала новое уже компенсационное расследование в отношении импорта биодизеля, производимого в Индонезии.
Биодизель – это вид топлива, который в отличие от традиционного производится из животных жиров и растительного масла, без содержания нефтепродуктов. Пальмовое масло по ряду своих свойств наиболее близко к традиционному дизельному топливу. Индонезия является крупнейшим в мире производителем пальмового масла. В ЕС же наиболее распространенной масличной культурой для производства биодизеля является рапс, в результате переработки которого получают рапсовое масло.
Европейской Директивой по возобновляемым источникам энергии (RED) на уровне 20 % установлена общеевропейская цель по потреблению возобновляемых источников энергии к 2020 году, а обновленная директива REDII предусматривает повышение этого показателя до 32 % к 2030 г.[vi] Более того, в контексте REDII ЕС согласовал правила по достижению этого показателя, одним из которых является поэтапный отказ от биотоплива с высоким риском вырубки леса к 2030 г. Дополнение к REDII, принятое Еврокомиссией в 2019 г., устанавливает критерии для сертификации биодизеля и топлива из биомассы с низким уровнем риска, связанного с косвенным изменением в землепользовании, а также для определения сырья с высоким уровнем такого риска. Пока поэтапный отказ применяется только к пальмовому маслу, поскольку этот товар имеет высокий уровень риска косвенных изменений в землепользовании. Эксперты при этом опасаются, что отказ от использования пальмового масла приведет к росту производства сои. А соя, как и пальмовое масло, является товаром, также связанным с вырубкой леса.
Принятый ЕС подход вызвал широкую критику в мировом сообществе, так как, по сути, под предлогом борьбы за экологию, ЕС внедряет новые правила, которые дискриминируют одни товары и навязывают условия производства экспортерам. Более того, как отмечают эксперты, существует несогласованность между целями, лежащими в основе обоснования политики, и инструментами, используемыми для ее реализации. Текущий подход ЕС к поддержке биотоплива с высоким риском обезлесения для декарбонизации транспортного сектора приводит к большему количеству выбросов по сравнению с использованием замещающего его ископаемого топлива.
Указанные нормативно-правовые акты ЕС также по запросу Индонезии рассматриваются третейской группой на площадке ВТО. Помимо других заявлений, Индонезия полагает, что ЕС не представила достаточных научных обоснований о рисках обезлесения в связи с производством пальмового масла. Решение по данному спору должно быть опубликовано в третьем квартале 2023 г.
[i] https://www.wto.org/english/news_e/news23_e/ds618rfc_15aug23_e.htm
[ii] https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019R2092
[iii] https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019R2092
[iv] https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019R2092
[v] https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds480_e.htm
[vi] ttps://www.transportenvironment.org/challenges/energy/biofuels/
5 сен 2024
3 июл 2024
18 сен 2024
16 сен 2024