Биологическое обрастание вызвано скоплением микроорганизмов, растений, водорослей и других мелких водных животных на киле и корпусе судна[1], что способствует формированию новой экосистемы, которая может привести к проблемам в эксплуатации самого корабля и нанести непоправимый вред окружающей среде.
Такое скопление морской флоры и фауны значительно снижает скорость и маневренность судна, увеличивает его коэффициент гидродинамического сопротивления. В данном случае существует два варианта минимизации последствий – использование дополнительной мощности и большего количества топлива для компенсации потери скорости или увеличение продолжительности рейсов. Однако при обоих вариантах транспортной компании придется повышать стоимость своих услуг, что в конечном счете скажется на потенциальном потребителе перевозимых грузов.
Помимо увеличения затрат на топливо и дорогостоящей очистки корпуса, требуемой портовыми властями, для операторов судов существуют и другие экономические последствия, связанные с биологическим обрастанием. Обширное биообрастание судна также может увеличить износ двигателя и повлиять на водозаборы и внутренние системы подачи морской воды, что потребует увеличения денежных и временных затрат на частое техническое обслуживание.
Эффективным способом борьбы с биообрастанием является использование специальных покрытий, которые наносят на корпус судна. Тем не менее, не каждое покрытие (краска) разрешено к использованию. На международном уровне данный вопрос регулируется Конвенцией о контроле за вредными противообрастающими системами на судах 2001 г., которая устанавливает запрет на первичное использование или вторичное нанесение оловосодержащих органических соединений, действующих как биоциды[2], в противообрастающих системах. Исключение сделано только для стационарных и плавучих платформ, плавучих установок, которые были построены до 1 января 2003 г. и не подвергались докованию после этой даты[3].
Согласно последним исследованиям, большая часть судоходных компаний не уделяет должного внимания проблеме биообрастания и недооценивает ее пагубное влияние на окружающую среду (около 59% респондентов)[4]. Так, в мае этого года Lloyd’s List от имени специализированного норвежского производителя морских покрытий (Jotun) был проведен опрос среди судоходных компаний, который является продолжением недавнего отчета GloFouling, опубликованного в партнерстве с Международной морской организацией (IMO). Согласно представленным данным, использование судов с чистыми корпусами, свободными от биообрастания, могло бы снизить выбросы CO₂ на одну пятую, а расходы на топливо — на 19%[5]. Отчет GloFouling показал, что судно может сэкономить до 6,5 миллионов долларов на топливе за пятилетний период, используя профилактическую очистку корпуса и гребного винта[6].
Последние исследования Jotun показывают, что отрасли предстоит пройти долгий путь, прежде чем достичь таких результатов, так как на данный момент 62% судоходных компаний инвестируют в решение проблемы биообрастания только в период «сухого дока»[7] и только 38% делают это на регулярной основе.
В июле текущего года 80-я сессия IMO приняла пересмотренное «Руководство по контролю и управлению биообрастанием судна для минимизации переноса инвазивных морских видов»[8]. В руководстве представлены рекомендации по проведению регулярных инспекций с упором на количественную оценку биообрастания с использованием рейтингового номера, а также по наблюдению состояния противообрастающей системы.
Ожидается, что борьба с биообрастанием станет для большинства судоходных компаний частью стратегии по повышению эффективности использования топлива, сокращению выбросов парниковых газов и поддержке экологической повестки.
Хорева Полина
[1] Международная морская организация (IMO) приводит следующие примеры морских инвазивных видов, оказывающих сокрушительное воздействие: европейский зеленый краб (Carcinus maenas), ядовитые водоросли различных видов (Toxic algae (red/brown/green tides)), ундария перистая (Asian kelp), амурская морская звезда (North Pacific seastar), ветвистоусые раки (Cladoceran Water Flea).
https://www.imo.org/en/OurWork/Environment/Pages/AquaticInvasiveSpecies(AIS).aspx
[2] Биоциды — это химические вещества, которые подавляют развитие патогенных микроорганизмов и уничтожают все вредоносные организмы.
[3] Остальные суда 1) на корпусах или внешних частях, или поверхностях не должны иметь таких соединений; либо 2) должны иметь покрытие, препятствующее выщелачиванию таких соединений из находящихся под этим покрытием противообрастающих систем, не соответствующих требованиям.
[4] Только 14% респондентов считают, что это представляет значительный риск.
[5] На морской транспорт приходится 3% общих выбросов парниковых газов в мире.
[6] https://www.glofouling.imo.org/_files/ugd/34a7be_02bd986766d44728b85228c3ec9b95ee.pdf (p.19)
[7] Согласно требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74), все торговые суда требуют полного освидетельствования корпуса в сухом доке дважды в течение 5 лет и промежуточного освидетельствования в течение не более 36 месяцев. Сюда входит техническое обслуживание корпуса, гребного винта, руля направления и т. д. и других частей, которые погружены в воду и обычно недоступны для персонала во время плавания судна.
[8] https://www.bimco.org/insights-and-information/safety-security-environment/20230710-mepc-80-biofouling
13 июл 2023
7 июл 2023
20 сен 2023
18 сен 2023