ЗАЯВЛЕНИЯ РОССИИ НА ЗАСЕДАНИИ КОМИТЕТА ПО ДОСТУПУ НА РЫНОК 26 - 27 АПРЕЛЯ 2023 Г.

2023 / Май 4

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ПОГРАНИЧНЫЙ КОРРЕКТИРУЮЩИЙ УГЛЕРОДНЫЙ МЕХАНИЗМ - ЗАЯВЛЕНИЯ КИТАЯ, ИНДОНЕЗИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2023 года Европейский парламент принял ПКУМ, по которому в декабре прошлого года было достигнуто межведомственное соглашение.

Анализ текста показывает, что ЕС не смог привести ПКУМ в соответствие с правилами ВТО. Вопреки заявленному стремлению к борьбе с изменением климата, ПКУМ преследует строго экономические цели. В этой связи мы хотели бы сделать следующие замечания.

ПКУМ может представлять системную угрозу для многосторонней торговой системы. Фактически ЕС будет дискриминировать «аналогичные продукты» на основе углеродного следа и, следовательно, способов производства (производственных процессов).

Участники, имеющие меньше ресурсов для модернизации своего производства с целью сокращения выбросов парниковых газов, будут платить более высокие сборы. Так, ПКУМ усугубит проблему изменения климата, лишив членов ВТО финансовых ресурсов, что задержит достижение климатических целей для многих из них.

Сфера применения также вызывает сомнения. В частности, возникают вопросы, связанные, например, с включением водорода. Водород является ключевой технологией для перехода на низкоуглеродный режим, поскольку в момент использования он не выделяет никаких парниковых газов. Нет никаких сомнений в том, что включение водорода в регулирование направлено на привлечение инвестиций в возобновляемый водород, что снижает конкурентоспособность других видов таких источников энергии, в частности, получаемых из природного газа, метана и так далее. В сфере применения ПКУМ оказались также железные руды, которые являются основным сырьем для производства металлопродукции. Очевидно, это было сделано для защиты отечественного производства переработанных стальных изделий. Таким образом, положения ПКУМ направлены на дискриминацию не только товаров, но и методов производства.

ПКУМ нарушает обязательства ЕС по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ), предоставляя особый режим членам с механизмом ценообразования на выбросы углерода, а также членам с системой торговли выбросами, связанной с Системой торговли выбросами ЕС (ETS EU) или применяющей её.

ЕС неоднократно заявлял, что ПКУМ нацелен на сокращение так называемых утечек углерода. Примечательно, что ни одна международная организация не подтвердила связь между утечками углерода и глобально определенными климатическими целями. Фактически, Парижское соглашение позволяет его сторонам определять свои собственные способы достижения климатических целей и нести ответственность за свой уровень выбросов.

Меры, применяемые одной или несколькими сторонами Парижского соглашения, не должны навязываться другим сторонам в качестве единственно правильного способа борьбы с изменением климата. Даже если риск утечки углерода существует, это может быть результатом недальновидной политики ЕС, которая приводит к росту цен на энергоносители и создает невыгодные условия для производства в ЕС. В связи с этим возникает справедливый вопрос: почему другие члены ВТО должны платить за локализацию производственных мощностей на территории ЕС? И какие положения Соглашения ВТО оправдывают такую меру?

Мы призываем Европейский союз соблюдать свои обязательства в рамках ВТО.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ О РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОДУКТОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ОБЕЗЛЕСЕНИЕМ - ЗАЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Россия отмечает, что 19 апреля 2023 года Европейский парламент принял текст так называемого регламента по обезлесению, по которому основные институты ЕС достигли соглашения в декабре прошлого года.

В этой связи мы хотели бы отметить следующее:

Регулирование товаров, не связанных с обезлесением, является тривиальной мерой количественного ограничения, которая дискриминирует товары по их происхождению. Эта мера несовместима со ст. XI и ст. I ГАТТ. Нет никаких сомнений, что этот правовой акт окажет серьезное влияние на торговлю широким спектром сельскохозяйственной продукции.

Также отсутствует ясность в отношении осуществления этой меры. Как ЕС собирается классифицировать страны происхождения в зависимости от ситуации с обезлесением? Как и на каком основании ЕС собирается определять, нарушены права человека или нет? Каковы конкретные требования, которые должны применяться к экспертизе due diligence и так далее?

Российская Федерация хотела бы отметить, что число односторонних мер, принимаемых ЕС под экологическим предлогом, растет. Такие меры игнорируют правила ВТО и обсуждения в ООН, делая бессмысленными все потенциальные международные договоренности в области борьбы с общими вызовами, а также саму работу на глобальном уровне.

 

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ - СЕРИЯ РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - ЗАЯВЛЕНИЕ КИТАЯ

Мы благодарим делегацию Китая за включение этого пункта в повестку дня. Российская Федерация глубоко обеспокоена протекционистским курсом, проводимым США в полупроводниковой промышленности.

США стремятся обеспечить свои собственные экономические интересы и лидирующие позиции в мире, вводя широкий спектр торговых ограничений на рынках полупроводников и электрических компонентов, в частности, ограничения на экспорт. Меры включают антиконкурентное соглашение с Японией и Нидерландами о совместном ограничении экспорта современного оборудования для производства чипов в Китае.

Торговые ограничения направлены не только против Китая. Рекордное количество односторонних мер, введенных против России, включая запреты на поставки полупроводниковой продукции, не оставляет сомнений в геополитическом характере незаконных действий США, направленных на создание барьера, препятствующего доступу к инновационной продукции, а также на подрыв технологического прогресса и перспектив развития экономик отдельных стран.

Одностороннее введение политически мотивированных мер, ограничивающих торговлю, ясно демонстрирует новую реальность, заключающуюся в том, что ни один член не застрахован от такого же незаконного обращения.

Вашингтон продолжает злоупотреблять исключениями из правил национальной безопасности, предусмотренными положениями ВТО, для оправдания дискриминационных мер, направленных на ограничение добросовестной конкуренции. Такие действия подрывают функционирование открытой и справедливой многосторонней торговой системы.