Данный доклад подготовлен Комиссией ЕС в соответствии с законодательством ЕС, касающимся демпинга. Такие доклады и доказательства, на которых они основаны, должны быть включены в материалы любого расследования, касающегося всей экономики этой страны или отдельного сектора. «Существенные искажения» определены как возникающие в связи с использованием экспортерами в рамках антидемпинговых расследований ЕС цен или издержек, включая стоимость сырья и энергии, которые «не являются результатом свободных рыночных сил, поскольку на них влияет существенное вмешательство государства». При оценке наличия «существенных искажений» устанавливается, в частности, существование одного или нескольких факторов:
- рынок в значительной степени обслуживается предприятиями, которые действуют под контролем правительства страны-экспортера;
- государство участвует в компаниях, позволяющих вмешиваться в цены или издержки;
- государство дискриминирует иностранных поставщиков или оказывает иное влияние на силы свободного рынка;
- отсутствуют, или ненадлежаще исполняются законы о банкротстве, деятельности компаний и их имуществе
В докладе анализируются особенности современного этапа развития российской экономики, рассматривается роль государства в распределении ресурсов. Проведен анализ финансового сектора, государственных предприятий, государственных закупок, торговых соглашений и экспортно-импортного режима России и инвестиционных ограничений. Проанализированы различные факторы производства, в частности, функционирование рынков земли (включая экологические стандарты), капитала, энергии, транспортных услуг, сырья и других материальных ресурсов, а также рабочей силы. В отдельной части доклада рассматриваются три сектора российской экономики – производство стали, алюминия и химических продуктов, включая удобрения.
Общая философия выводов сводится к тому, что масштабное участие государства в экономике, нерыночном регулировании в ключевых отраслях, включая энергетику и ценообразование на газ и электроэнергию, политика протекционизма и импортозамещения ведет и\или приведет в будущем к искажению цен и издержек российских компаний, в том числе в черной металлургии, производстве алюминия и отдельных видов химических товаров, включая некоторые удобрения.
Таким образом, как это и планировалось представителями Антидемпинговой службы КЕС, компании ЕС, испытывающие конкуренцию со стороны российских компаний, с выходом доклада могут инициировать начало антидемпинговой процедуры по некоей упрощенной схеме, позволяющей сотрудникам службы при проведении расследования не учитывать внутренние цены и издержки российских компаний, используя в качестве обоснования применения данной схемы доклад.
Авторы доклада строят многие другие выводы на несуществующих фактах или положениях российского законодательства, либо на его некорректной интерпретации, и даже на прямом искажении сути сделанных российскими официальными лицами заявлений. Это достаточно странно для обычно корректной до мелочей работы Комиссии ЕС.
Доклад по многим причинам никак не добавляет международно-правовой легальности ни новому антидемпинговому законодательству ЕС, ни будущим антидемпинговым мерам, которые будут введены против России на его основе.
В соответствии с положениями соглашений ВТО, орган расследования в рамках антидемпинговой процедуры обязан изучить данные о ценах и издержках, представленные экспортером и основываться на них при определении факта демпинга. Более того, отказаться от этого требования и обуславливать свои выводы ценами и издержками в третьей стране орган расследования не может. Соглашения ВТО не дают ЕС права использования некоего абстрактно-теоретического труда в качестве обоснования дискриминационной методологии проведения расследований.
28 фев 2024
27 фев 2024
18 апр 2024
8 апр 2024