Признавая роль природного газа и атомной энергии в борьбе с изменением климата, Европейская комиссия предложила внести ряд дополнений в Делегированные Регламенты ЕС о таксономии, которые предусматривают критерии для определения экологически устойчивых видов деятельности и обязательные требования к отчетности. Однако в качестве «зëленых» инвестиций Комиссия рассматривает только определëнные виды деятельности с использованием природного газа и атомной энергии, отвечающие жëстким техническим требованиям и условиям. Эти виды деятельности, требования и условия предусмотрены в проекте дополнительного делегированного регламента Европейской комиссии, неофициальная версия которого просочилась в средства массовой информации.
«Комиссия считает, что природный газ и атомная энергия играют определенную роль как средства, способствующие переходу к будущему, основанному преимущественно на возобновляемых источниках энергии», – указывается в пресс-релизе Европейской комиссии от 1 января 2022 года. В рамках таксономии ЕС этот вывод «будет означать классификацию этих источников энергии в чëтких и жëстких условиях (например, газ должен поступать из возобновляемых источников или иметь низкие выбросы к 2035 г.), в частности поскольку они способствуют переходу к климатической нейтральности».[i]
Своë решение о включении в таксономию ЕС определенных видов экономической деятельности, связанных с ископаемым газом и атомной энергией, Европейская комиссия объяснила принятием во внимание научных рекомендаций, текущего технического прогресса, а также различных трудностей переходного периода в странах-членах ЕС. По оценке Европейской комиссии, такие виды деятельности «ускорят поэтапный отказ от более вредных источников, таких как уголь, и подтолкнут ЕС к более низкоуглеродной и экологически чистой энергетической структуре».[ii]
Таксономия ЕС и проект дополнительного делегированного регламента
Таксономия ЕС считается одним из главных инструментов, поддерживающих процесс перехода Евросоюза к низкоуглеродной экономике в соответствии с Европейским зелëным курсом. Причем, как пояснила Европейская комиссия, «таксономия ЕС является живым документом, который будет дополняться со временем и обновляться по мере необходимости».[iii]
Ключевыми документами в таксономии ЕС являются Регламент (ЕС) № 2020/852 от 18 июня 2020 г. и два Делегированных Регламента Европейской комиссии: № 2021/2139 от 4 июня 2021 г. и № 2021/2178 от 6 июля 2021 года. Регламент (ЕС) № 2020/852 устанавливает основу для создания системы экологически устойчивой экономической деятельности. Делегированный Регламент (ЕС) № 2021/2139 предусматривает технические критерии, по которым определенные виды экономической деятельности квалифицируются как вносящие существенный вклад в смягчение последствий изменений климата или в адаптацию к изменению климата, а также не причиняющие существенного вреда. В свою очередь, Делегированный Регламент (ЕС) № 2021/2178 содержит обязательные требования о раскрытии информации об осуществлении экономической деятельности, охваченной таксономией.
Хотя Делегированный Регламент № 2021/2139 содержит широкий спектр экономических секторов и видов деятельности, связанных с цепочкой поставок энергии, в него не вошли критерии для экономической деятельности, связанной с ископаемым газом и атомной энергией, несмотря на их потенциал в декарбонизации экономики. В 60-страничном проекте дополнительного делегированного регламента Европейская комиссия пытается исправить этот пробел путем добавления определëнных видов деятельности в газовой и атомной энергетике в Приложения I и II к Делегированному Регламенту № 2021/2139.
Согласно этому проекту, Европейская комиссия предлагает добавить в Приложения I и II к Делегированному Регламенту № 2021/2139 шесть разделов:
4.26 Предкоммерческие этапы передовых технологий с минимальными отходами топливного цикла;
4.27 Строительство и безопасная эксплуатация новых атомных электростанций для производства электроэнергии и/или тепла, в том числе для производства водорода, с использованием наилучших доступных технологий;
4.28 Производство электроэнергии из атомной энергии на существующих установках;
4.29 Производство электроэнергии из ископаемого газообразного топлива;
4.30 Высокоэффективная когенерация тепла/холода и электроэнергии из ископаемого газообразного топлива;
4.31 Производство тепла/холода из ископаемого газообразного топлива в эффективной системе централизованного теплоснабжения и охлаждения.
В каждом из этих разделов содержится описание вида деятельности вместе с многочисленными техническими критериями и условиями. В дополнениях, вносимых в Приложение I, критерии и условия касаются существенного вклада рассматриваемого вида деятельности в смягчение последствий изменения климата, а также выполнения принципа о не нанесении существенного вреда. В свою очередь, в дополнениях, вносимых в Приложение II, технические критерии и условия касаются существенного вклада в адаптацию к изменению климата и выполнения принципа о не нанесении существенного вреда.
Например, в разделе 4.29 Приложения I охватывается деятельность по строительству или эксплуатации объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию с использованием ископаемого газообразного топлива. Согласно пункту 1(b) этого раздела, для объектов, разрешение на строительство которых выдано до 31 декабря 2030 г., предусматривается шесть совокупных требований. Выполнение этих требований подлежит верификации независимой третьей стороной. Ежегодный отчëт верификатора должен быть опубликован и направлен в Европейскую комиссию.
В пункте 1(b)(i) раздела 4.29 Приложения I предусматривается ограничение по прямым выбросам парниковых газов: в частности, требуется ниже 270 г СО2-экв./кВт*ч на выходе энергии.[iv] Также, в соответствии с пунктом 1(b)(v) требуется продемонстрировать совместимость установки с совместным сжиганием газообразного топлива с низким содержанием углерода или обязательство, утверждëнное органом управления, по использованию определëнной части возобновляемых или низкоуглеродных газов (не менее 30% с 1 января 2026 г. и не менее 55% с 1 января 2030 г.). В этом же пункте проекта требуется принятие обязательства о переходе объекта на возобновляемые или низкоуглеродные газы до 31 декабря 2035 года. Приведенные выше примеры – это лишь малая доля предъявляемых Европейской комиссией требований и условий для отнесения проектов с этим видом деятельности к категории «зелëных» инвестиций.
Как пояснила Европейская комиссия, охваченные виды деятельности в секторе добычи природного газа рассматриваются как «переходные» в соответствии со статьëй 10(2) Регламента (ЕС) № 2020/852. Необходимость в «переходных» видах деятельности объясняется тем, что возобновляемые источники энергии, соответствующие установленным критериям и пороговым значениям выбросов, еще не поступили в продажу в достаточном количестве. По замыслу Европейской комиссии, «технические критерии отбора должны способствовать ускоренному поэтапному отказу от источников энергии с более интенсивными выбросами, включая твердое ископаемое топливо».[v] Кроме того, ссылаясь на быстрое технологическое развитие в газовой и атомной энергетике, Европейская комиссия предусмотрела возможность пересмотра ряда требований, в том числе об используемой доле возобновляемых и низкоуглеродных газов.
Обширный перечень критериев и жëсткие требования свидетельствуют о том, что далеко не все инвестиционные проекты, связанные с осуществлением охваченных видов деятельности в области газовой и атомной энергетики, смогут попасть в категорию экологически устойчивых. Посредством таксономии, в том числе рассматриваемого дополнительного делегированного регламента (в случае его принятия) и требований к обязательному раскрытию информации об охваченных видах деятельности, ЕС оказывает влияние на предпочтения компаний, инвесторов и участников финансового рынка. Стимулируя интерес к «зелëным» проектам, ЕС планирует мобилизовать масштабные низкоуглеродные инвестиции для достижения целей Европейского зелëного курса, в том числе углеродной нейтральности к 2050 году.
Амбиции Евросоюза об использовании таксономии ЕС в глобальном масштабе
Евросоюз ожидает, что его таксономия окажет влияние на устойчивое финансирование на международном уровне и получит широкое международное применение. По мнению Европейской комиссии, «необходима глобальная конвергенция стандартов, чтобы избежать фрагментации рынков и позволить трансграничным инвестициям помочь в достижении глобальных климатических и экологических целей».[vi]
В документах ЕС, связанных с таксономией, отмечается также приверженность ЕС играть ведущую роль в укреплении международного сотрудничества через Международную платформу по устойчивому финансированию и другие международные форумы, такие как G20 и G7. «Преследуя цели Европейского зелëного курса, ЕС будет тесно сотрудничать со своими странами-партнëрами, а также на соответствующих международных форумах, таких как Международная платформа по устойчивому финансированию (IPSF), G7/G20 и Совет по финансовой стабильности (FSB)», – отметила Европейская комиссия.[vii] Такое сотрудничество, по словам Комиссии, будет включать в себя «изучение способов введения в действие таксономии ЕС в глобальном масштабе надлежащим и пропорциональным способом».[viii]
Страны-члены ЕС продолжают спорить о классификации атомной энергии и природного газа
Несмотря на строгие технические требования и условия, предлагаемые Европейской комиссией для присвоения статуса экологически чистых проектов в атомной и газовой энергетике, споры между странами-членами ЕС о классификации природного газа и атомной энергии разгорелись с новой силой. Австрия угрожает подать в суд на Европейскую комиссию, если она продолжит реализацию своих планов по включению проектов, связанных с использованием атомной энергии, в таксономию ЕС. Германия и Испания также выступили с публичной критикой проекта дополнительного делегированного регламента. В ноябре 2021 г. министры Германии, Австрии, Люксембурга, Португалии и Дании заявили о несовместимости атомной энергетики с принципом «не навреди», предусмотренным в таксономии ЕС. Однако такие страны-члены ЕС, как Франция, Польша, Чехия и Финляндия, рассматривают атомную энергетику в качестве решающего фактора для поэтапного отказа от использования угольного топлива.
Страны-члены ЕС, зависящие от ископаемого топлива, защищают проекты с использованием природного газа и утверждают, что инвестиции в них имеют решающее значение для отказа от угля. В то же время другие страны заявляют, что обозначение таких проектов в качестве «зелëных» может подорвать авторитет ЕС как лидера в области климата.
Следующие шаги
В своем пресс-релизе от 1 января 2022 г. Европейская комиссия указала, что она планирует принять дополнительный Делегированный Регламент в январе 2022 года. Окончательная версия документа будет подготовлена по результатам рассмотрения комментариев, полученных на консультациях с Экспертной группой стран-членов по устойчивому финансированию и Платформой по устойчивому финансированию. Эти консультации начались 31 января 2022 г. и продлятся до 21 января 2022 года.[ix]
После того как Европейская комиссия примет дополнительный Делегированный Регламент, он будет направлен в Европейский парламент и Совет, которые будут изучать этот документ в течение четырех месяцев (с возможным продлением на два месяца). Каждый орган может возразить против дополнительного Делегированного Регламента. Совет может принять такое решение, если не менее 72% стран-членов (то есть не менее 20 стран-членов), представляющих не менее 65% населения ЕС, выразят возражение. Европейскому парламенту для возражения достаточно решения простого большинства (то есть не менее 353 депутатов Европарламента на пленарном заседании). По окончании периода проверки и при условии, что со стороны Европейского парламента и Совета не будет возражений, дополнительный Делегированный Регламент ЕС вступит в силу с 1 января 2023 года.[x]
Автор: Наталья Шпильковская
[i] European Commission. EU Taxonomy: Commission begins expert consultations on Complementary Delegated Act covering certain nuclear and gas activities, press release, 1 January 2022, online: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_2.
[ii] Там же.
[iii] Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, EU Taxonomy, Corporate Sustainability Reporting, Sustainability Preferences and Fiduciary Duties: Directing finance towards the European Green Deal, 21.4.2021, COM(2021) 188 final, p. 4, online: https://ec.europa.eu/transparency/documents-register/detail?ref=COM(2021)188&lang=en.
[iv] Или годовые выбросы парниковых газов в результате указанного вида деятельности не должны превышать в среднем 550 кг СО2-экв./кВт выходной мощности объекта за 20 лет.
[v] Пункт 4 в преамбуле проекта делегированного регламента.
[vi] Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, EU Taxonomy, Corporate Sustainability Reporting, Sustainability Preferences and Fiduciary Duties: Directing finance towards the European Green Deal, 21.4.2021, COM(2021) 188 final, p. 12, online: https://ec.europa.eu/transparency/documents-register/detail?ref=COM(2021)188&lang=en.
[vii] Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, EU Taxonomy, Corporate Sustainability Reporting, Sustainability Preferences and Fiduciary Duties: Directing finance towards the European Green Deal, 21.4.2021, COM(2021) 188 final, p. 6, online: https://ec.europa.eu/transparency/documents-register/detail?ref=COM(2021)188&lang=en.
[viii] Там же.
[ix] Первоначально планировалось завершить консультации 12 января 2022 г., но Европейская комиссия продлила этот срок до 21 января 2022 года.
[x] В соответствии со статьëй 3 этого документа.
28 фев 2024
27 фев 2024
27 мар 2024
19 мар 2024