В середине мая мировая торговля претерпела очередное потрясение. Экономическое противостояние между США и Китаем вышло на новый уровень. Президент США Джо Байден сообщил о повышении уровня импортных пошлин в отношении ряда китайских товаров [1]. Объявленные Администрацией Байдена меры включают стопроцентные пошлины на электромобили, произведенные в Китае (повышение с 25% до 100%). Кроме того, в список также попали полупроводники (с 25% до 50%), сталь и алюминий (с 0-7,5% до 25%), батареи (с 7,5% до 25%), некоторые критические минералы (с 0% до 25%), солнечные панели (с 25% до 50%), медицинские товары (с 0% до 50%) и подъемные краны (с 0% до 25%). Что интересно, данная мера затронет всего 4,2% китайского импорта (по данным за 2023 г.); доля китайских стали и алюминия в общем импорте США составила всего 2%, а электромобили из КНР США и вовсе почти не ввозили. [2]
В свою очередь, 20 мая Китай ввел ограничительные меры в отношении крупнейших американских оборонных предприятий, включая General Atomics Aeronautical Systems, General Dynamics Land Systems, а также Boeing Defense, Space & Security. Этим компаниям запрещено заниматься импортной и экспортной деятельностью, связанной с Китаем, делать новые инвестиции в Китае. Также руководителям указанных предприятий запрещен въезд в страну, отменены действующие визы и разрешения на работу. [3]
Еще через четыре дня, 24 мая, Правительство Китая объявило о создании крупнейшего в стране инвестиционного фонда (Big Fund), предназначенного для стимулирования национального производства полупроводников и интегральных микросхем. По имеющейся информации, Китай планирует инвестировать порядка 47,5 млрд долл. США (344 млрд юаней) в свой технологический суверенитет. [4] На фоне враждебных действий США, данный инструмент придаст дополнительный импульс развитию китайского производства полупроводников и поможет ускорить процесс обеспечения независимости от соответствующего импорта в области высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем, вполне вероятно, что в торговой войне с Китаем вскоре откроется «второй фронт» - европейский. По аналогии с США представители ЕС также высказывали претензии к китайскому субсидированию зеленых технологий, но, в отличие от США, куда импортируется не так много электромобилей из КНР, по словам Урсулы фон дер Ляйен, европейский рынок «наводнен китайскими электромобилями». [5] Так, по итогам 2023 года каждый пятый электромобиль, продающийся на европейском рынке, китайского производства, а в 2024 году эта цифра должна достичь 25% [6]. Китай, в свою очередь, угрожает ввести ограничительные меры в отношении ряда европейских товаров, включая машины из Германии, французские вина и коньяк, а также другие продукты сельского хозяйства. [7]
Такая конкурентная борьба между тремя крупнейшими глобальными экономиками и эскалация торговой войны «на двух фронтах» – США-КНР и ЕС-КНР – нанесет значительный удар по мировой торговле. О таком риске уже официально заявил МВФ, призвав стороны вернуться к поиску взаимоприемлемых решений путем диалога [8]. Согласно опубликованному 16 мая прогнозу Фонда, фрагментация мировой торговли может привести к потерям в размере от 0,2% до 7% глобального ВВП, что равноценно размерам экономик Германии и Японии вместе взятых [9]. Кроме того, как отмечают эксперты, вводимые США ограничения в отношении зеленых технологий способны «отбросить мир назад» с точки зрения борьбы с изменением климата и сокращением выбросов парниковых газов [10]. Такая эскалация торговой напряженности способна сказаться на выполнении общих обязательств, принятых в рамках Повестки дня ООН на период до 2030 года, т.н. Целей в области устойчивого развития.
Обострившаяся конкуренция и усилившиеся геоэкономические «трения» побуждают некоторые государства ограничивать и переформатировать их существующие торговые связи в рамках т.н. «политики снижения рисков» (de-risking). Целесообразность, а главное, экономическая рациональность такой стратегии в долгосрочной перспективе, однако, сомнительна.
Тамара Посадкова
Александра Мочалова
[1] The White House, FACT SHEET: President Biden Takes Action to Protect American Workers and Businesses from China’s Unfair Trade Practices, https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2024/05/14/fact-sheet-president-biden-takes-action-to-protect-american-workers-and-businesses-from-chinas-unfair-trade-practices/
[2] US Census Bureau, International Trade, https://www.census.gov/data/developers/data-sets/international-trade.html; US International Trade Administration, Global Steel Trade Monitor, https://www.trade.gov/data-visualization/global-steel-trade-monitor; Center for Strategic and International Studies, Experts React: Energy and Trade Implications of Tariffs on Chinese Imports, https://www.csis.org/analysis/experts-react-energy-and-trade-implications-tariffs-chinese-imports
[3] Business Today, China imposes sanctions on Boeing, other US defence firms, https://www.businesstoday.in/world/us/story/china-imposes-sanctions-on-boeing-other-us-defence-firms-430184-2024-05-20
[4] Data Center Dynamics, China announces $47.5bn investment package for domestic chip industry, https://www.datacenterdynamics.com/en/news/china-announces-475bn-investment-package-for-domestic-chip-industry/
[5] Reuters, EU's von der Leyen: China must be stopped from flooding EV market, https://www.reuters.com/business/autos-transportation/eus-von-der-leyen-china-must-be-stopped-flooding-ev-market-2024-05-08/
[6] Transport and Environment, How Europe can use tariffs as part of an industrial strategy, https://www.transportenvironment.org/articles/how-europe-can-use-tariffs-as-part-of-an-industrial-strategy/; Transport and Environment, One in four EVs sold in Europe this year will be made in China – analysis, https://www.transportenvironment.org/articles/one-in-four-evs-sold-in-europe-this-year-will-be-made-...
[7] Пекин готовит контрмеры в отношении европейской продукции, https://oilcapital.ru/news/2024-05-19/pekin-budet-ogranichivat-import-iz-es-5086035
[8] The Business Times, IMF knocks Biden’s China tariffs as risk to US, world growth, https://www.businesstimes.com.sg/international/global/imf-knocks-bidens-china-tariffs-risk-us-world-growth
[9] IMF, Transcript of IMF Press Briefing, https://www.imf.org/en/News/Articles/2024/05/16/tr051624-transcript-of-com-regular-presser
[10] Dani Rodrik, Don’t Fret About Green Subsidies, https://www.project-syndicate.org/onpoint/the-us-china-trade-war-heats-up#green-subsidies-justified-...
10 дек 2024
18 ноя 2024
3 дек 2024
14 ноя 2024