Влияние цифровизации на торговлю сельскохозяйственной продукцией и торговую политику членов ВТО в области АПК

2024 / Май 21

Цифровизация сегодня продолжает являться драйвером роста мировой торговли, в т. ч. и в секторе сельского хозяйства. На 2024 год рынок цифрового сельского хозяйства оценивается в 20,01 миллиардов долларов США[1]. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН прогнозирует, что мировой рынок цифрового сельского хозяйства будет расти в среднем на 11,3 % в течение 2022–2027 гг.[2]

Цифровые технологии повсеместно применяются в сельском хозяйстве: дроны используются для мониторинга здоровья посевов, опыления, распыления удобрений, оценки ущерба в случае стихийных бедствий. Датчики интернета вещей используются для сбора данных о состоянии почвы, влажности, температуре, здоровье животных и т. д. Искусственный интеллект используется для анализа данных о посевах, погоде, выявления заболевания растений, прогнозирования урожайности, что позволяет фермерам принимать более эффективные решения оптимизации производства[3].

С развитием технологий и ростом глобализации, трансформируются не только методы производства, маркетинга, логистики и торговли сельскохозяйственной продукцией, но и торговая политика в области АПК.

Внедрение цифровых технологий в таможенные процедуры способствовало их упрощению и ускорению. Электронные документы, цифровые подписи и автоматизированные системы обработки данных сократили время и затраты на пересечение границ, что особенно важно в случае с сельскохозяйственной продукцией, срок годности которой является существенно ограниченным.

Цифровизация, помимо преимуществ, несет в себе и вызовы, что подталкивает страны адаптировать торговую политику под современные условия. Члены ВТО работают над созданием и внедрением нормативных актов, регулирующих цифровую торговлю. Наиболее активны на этом направлении США и ЕС, а также Китай. Особое внимание они уделяют управлению данными[4], признавая их в качестве стратегического ресурса, необходимого для обеспечения кибербезопасности, создания устойчивой цифровой экономики и стимулирования доверия к цифровым технологиям.

Вместе с тем рост активности в нормотворческой деятельности может привести к возникновению новых цифровых нетарифных барьеров, которые ограничат доступ иностранного бизнеса к национальным рынкам и усложнят международную торговлю (например, положения о локализации данных, требования к раскрытию информации, к использованию или неиспользованию определенных технологий и т. п.) и увеличат стоимость продовольствия.

В свете усиления цифровизации, проблема цифрового неравенства, которая препятствует равномерному распределению выгод от цифровизации среди всех участников рынка, выходит на первый план. Отмена моратория ВТО на таможенные пошлины в отношении электронных трансмиссий[5], за что выступают ЮАР и Индия со ссылкой на недополучение таможенной прибыли с импорта, вряд ли поможет решить эту проблему. Напротив, это спровоцирует рост цен на товары и услуги, в частности и на продукцию АПК, что может способствовать усилению социального неравенства в развивающихся странах и росту числа голодающих в мире.

Российский сельскохозяйственный сектор также претерпел изменения под воздействием цифровизации. В частности, улучшен фитосанитарный контроль и упрощен экспорт сельскохозяйственной продукции с помощью внедрения электронных фитосанитарных сертификатов[6]. Введение системы маркировки продуктов питания «Честный знак»[7] позволило отслеживать продукцию от производителя до магазина, упростив выявление и изъятие с рынка контрафактной продукции. Созданные электронные торговые площадки[8] облегчили взаимодействие между покупателями и продавцами сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, сырья, объектов сельскохозяйственной недвижимости, снизив транзакционные издержки и расширив доступ к рынку малым предпринимателям.

Цифровизация оказывает существенное влияние на трансформацию сельского хозяйства, позволяет увеличить объемы производимой продукции, снизить производственные издержки и возможный ущерб, связанный с природными катаклизмами, что в совокупности должно помочь в решении продовольственной проблемы и достижении цели в области устойчивого развития - ликвидации голода. Цифровизация влечет за собой и изменение моделей взаимодействия между продавцами и покупателями. Для того, чтобы цифровизация не создавала новых барьеров, необходима проработка правил на многостороннем уровне. В связи с этим, возможно потребуется адаптировать правила ВТО с учетом процессов цифровизации.


Станислав Арнетт


[1] Анализ размера и доли рынка цифрового сельского хозяйства – тенденции роста и прогнозы (2024–2029 гг.). URL: https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/digital-agriculture-market

[2] Цифровое сельское хозяйство: преимущества, проблемы и уровень развития в странах. URL: https://agro.club/tpost/cy7fthu8j1-tsifrovoe-selskoe-hozyaistvo-preimusches

[3] Цифровизация сельского хозяйства URL: https://agrosturman.ru/blog/tpost/zs3kbc9a51-tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaistva

[4] Digital policy alert. URL: https://digitalpolicyalert.org/

[5] Временный запрет на взимание таможенных пошлин за трансграничные передачи электронных данных, введенный ВТО в 1998 г.

[6] С 3 июля выдача фитосанитарного сертификата будет осуществляться только на платформе «Мой экспорт». URL: https://fsvps.gov.ru/news/s-3-ijulja-vydacha-fitosanitarnogo-sertifikata-budet-osushhestvljatsja-tolko-na-platforme-moj-jeksport/ 

[7] Маркировка «Честный знак» в первой половине 2024 года: как участникам оборота соблюдать закон. URL: https://kontur.ru/markirovka/spravka/46314-markirovka_chestnyi_znak 

[8] Маркетплейсы-торговые площадки для фермеров. URL: https://agro.marimmz.ru/marketpleysy-torgovye-ploschadki-dlya-fermerov 

Загрузка комментариев...