Члены ВТО договорились относительно TRIPS waiver

2022 / Июнь 24

В ходе состоявшейся на прошлой неделе 12-й Министерской конференции ВТО члены организации пришли к консенсусу по вопросу изъятия из некоторых положений соглашения ТРИПС в отношении прав интеллектуальной собственности (ИС), касающихся вакцин. С основными вехами переговоров по этому вопросу можно ознакомиться в заметке «TRIPS waiver: переговоры продолжаются».

О чем же договорились члены ВТО? В проекте министерского Решения по ТРИПС[i] отражено следующее:

1. Принятое Решение распространяется только на развивающиеся страны. В то же время в очень обтекаемой формулировке отмечено, что «развивающиеся страны-члены, имеющие существующий потенциал для производства вакцин от COVID-19, поощряются принять на себя обязательство не использовать данное Решение».

2. «Соответствующие требованиям члены» (Eligible Members) вправе ограничить права патентообладателя (в соответствии со статьей 28.1 ТРИПС), разрешив использовать объект патента для целей производства вакцины без согласия правообладателя в объеме, который необходим «для борьбы с пандемией COVID-19».

Далее документ разъясняет положения статьи 31, которая регламентирует использование патента без согласия правообладателя (принудительное лицензирование). При этом уточняется, что такое использование может быть санкционировано членом ВТО с помощью любого инструмента, предусмотренного его национальным законодательством.

Следует обратить внимание на следующие положения:

- Для использования патента без разрешения правообладателя в соответствие с положениями статьи 31 может не соблюдаться условие пункта (b) о том, что перед таким использованием предполагаемый пользователь патента должен попытаться получить разрешение от правообладателя на разумных коммерческих условиях.

- Также может быть отменено требование пункта (f) статьи 31, который предусматривает, что использование патента без разрешения правообладателя должно осуществляться преимущественно для снабжения внутреннего рынка члена ВТО.

- «Соответствующие требованиям члены», получившие разрешение на использование патента без согласия правообладателя, обязуются предпринимать все разумные меры для предотвращения реэкспорта продукции, произведенной в рамках такого разрешения (за исключением такого реэкспорта для гуманитарных и некоммерческих целей).

- Для того чтобы определить адекватное вознаграждение для правообладателя, в рамках пункта (h) статьи 31, «соответствующие требованиям члены» могут учитывать «гуманитарную и некоммерческую цель специальных программ распределения вакцин с целью обеспечения доступа к вакцинам от COVID-19 и поддержки производителей для производства и поставки вакцин по доступным ценам».

- Дополнительно отмечается, что статья 39.3 ТРИПС (охрана закрытых данных об испытаниях) не должна препятствовать тому, чтобы «соответствующий требованиям член» обеспечил быструю регистрацию вакцины.

Для целей прозрачности принудительного лицензирования, член ВТО, намеревающийся прибегнуть к такому использованию патента, должен уведомлять Совет по ТРИПС о своем решении и о любой мере, связанной с исполнением данного Решения. Срок, в течение которого член ВТО может применить предложенный в Решении механизм, устанавливается в 5 лет, но Генеральный Совет может его продлить.

Также предусматривается, что члены ВТО не будут оспаривать любые меры, принятые в рамках данного Решения, на основе подпунктов 1(b) и 1(c) статьи XXIII ГАТТ 1994. В Решении дополнительно отмечается, что оно не отменяет и не ограничивает существующие «механизмы гибкости» ТРИПС (за исключением применения подпункта (f) статьи 31). По своей сути, это Решение лишь разъясняет «механизмы гибкости» и не вносит в них каких-либо существенных изменений и дополнений.

Следует отметить, что в изначальном предложении Индии и ЮАР от 2 октября 2020 г.[ii] речь шла об изъятии из обязательств членов ВТО по выполнению или применению части II (нормы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности), разделов 1 (авторское право и смежные права), 4 (промышленные образцы), 5 (патенты), 7 (охрана закрытой информации) или по обеспечению соблюдения положений этих разделов в соответствии с частью III ТРИПС в отношении профилактики, сдерживания распространения и лечения COVID-19.

В пересмотренном предложении от 21 мая 2021 г.[iii], соавторами которого выступили также несколько других членов ВТО, было рекомендовано распространить действие изъятия на права ИС на медицинские товары и технологии, включая диагностику, терапию, вакцины, медицинские приборы, средства индивидуальной защиты, их материалы или компоненты, а также на методы и средства их изготовления для профилактики, лечения или сдерживания COVID-19. В обоих предложениях речь шла именно об «изъятии» из обязательств по ТРИПС (waiver).

Однако по факту принятое министрами торговли Решение не предполагает изъятия из некоторых обязательств ТРИПС, а дает разъяснение по «механизмам гибкости» в отношении патентов на вакцины от COVID-19. Другие объекты прав ИС, заявленные в изначальных предложениях, Решение не затрагивает. Учитывая тот факт, что одного патента для организации производства вакцины недостаточно, а как минимум еще необходимы технологии, ноу-хау, инвестиции в производства, не очевидна результативность такого Решения. Также члены ВТО условились только через 6 месяцев продолжить переговоры о распространении действия данного Решения на производство и поставки диагностических и терапевтических препаратов для борьбы с COVID-19.

Принятое Решение – это, вероятно, не тот результат, который ожидали получить развивающиеся страны, представившие первоначальное и пересмотренное предложения об изъятии из обязательств по ТРИПС. Нельзя не отметить, что это Решение весьма созвучно предложению Европейского союза[iv], в котором утверждалось, что ТРИПС уже содержит в себе «механизмы гибкости» (статьи 31 и 31bis) и необходимо направить усилия на то, чтобы они реализовывались.

 

  Автор: Евгения Михеева



[i] WTO, Ministerial Conference, Draft Ministerial Decision on the TRIPS Agreement, Revision. WT/MIN(22)/W/15/Rev.2, 17 June 2022.

[ii] WTO, Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, Waiver from certain provisions of the TRIPS Agreement for the prevention, containment and treatment of COVID-19. Communication from India and South Africa. IP/C/W/669, 2 October 2020.

[iii] WTO, Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, Waiver from certain provisions of the TRIPS Agreement for the prevention, containment and treatment of COVID-19. Revised decision text. Communication from the African Group, the Plurinational State of Bolivia, Egypt, Eswatini, Fiji, India, Indonesia, Kenya, the LDC Group, Maldives, Mozambique, Mongolia, Namibia, Pakistan, South Africa, Vanuatu, the Bolivarian Republic of Venezuela and Zimbabwe. IP/C/W/669/Rev.1, 25 May 2021. See also, IP/C/W/669/Rev.1/Add.1, Add.2, Add.3.

[iv] WTO, Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, Draft General Council declaration on the TRIPS Agreement and public health in the circumstances of a pandemic. Communication from the European Union to the Council for TRIPS. IP/C/W/681, 18 June 2021.

Загрузка комментариев...