Позиции стран и международных организаций по вопросам введения трансграничного углеродного регулирования

2021 / Август 23

Позиции стран и международных организаций по вопросам введения трансграничного углеродного регулирования

11.jpg

В ЕАЭС создадут рабочую группу по углеродному регулированию

19 августа 2021

Во время встречи Министра экономического развития России Максима Решетникова с представителями Правительства Казахстана – Министром национальной экономики Асетом Иргалиевым и Министром торговли и интеграции Бахытом Султановым 18 августа 2021 г. в Нур-Султане стороны обсудили, в том числе климатическую повестку и углеродное регулирование.

Министр экономического развития России Максим Решетников отметил, что важным вопросом мировой повестки остаётся борьба с изменением климата. По его мнению, государствам-членам ЕАЭС необходимо консолидировать позицию в этой сфере, что приобретает особое значение в контексте подготовки к Международной конференции по климату в Глазго, которая пройдёт в ноябре.

Министр считает, что должны быть признаны «зелеными» технологии, которые помогают бороться с изменением климата, а также роль поглощения парниковых газов экосистемами. Он пояснил: «При формировании коллективных мер реагирования на изменение климата нужно руководствоваться принципами экономической эффективности и справедливости. Необходимо консолидировать свои позиции и рассмотреть возможность выйти единым фронтом всеми членами ЕАЭС».

Максим Решетников также заявил о необходимости сблизить системы углеродного регулирования России и Казахстана. В частности, гармонизировать механизмы учета выбросов парниковых газов и их поглощений и стандарты климатических проектов. «Убежден, нашим странам будет полезен обмен опытом. В том числе, для этого предлагаем создать рабочую группу высокого уровня в рамках ЕАЭС по этой тематике», – добавил Максим Решетников. Соответствующая инициатива получила поддержку казахстанской стороны.

В рамках Евразийского межправительственного совета 19 августа 2021 г. было принято распоряжение о создании Рабочей группы высокого уровня по выработке предложений по сближению позиций государств-членов ЕАЭС в рамках климатической повестки. Это решение продиктовано усилившейся глобальной тенденцией перехода к углеродной нейтральности и, как следствие, декарбонизации углеродоемких экономик стран.

Заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач сообщил: «Россия ведет активную работу на этом направлении. У некоторых наших партнеров также имеется соответствующий практический и экспертный опыт. Мы инициировали создание Рабочей группы с тем, чтобы наметить треки, по которым мы внутри Союза можем сблизить позиции, например, в части совместной разработки “зеленых” стандартов, методик подсчета выбросов и углеродного следа, верификации, таксономии». Он добавил, что в основе совместных действий должны лежать многосторонние договорённости, а при разработке коллективных мер реагирования следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости.

Созданная Рабочая группа обеспечит синхронизацию подходов стран Союза для полноформатного встраивания ЕАЭС в международный климатический диалог. К данной работе также приглашен Фонд цифровых инициатив Евразийского банка развития, который обладает компетенцией для того, чтобы выстроить работу по формированию банка климатических данных в ЕАЭС.

Отдельно была затронута тема введения Евросоюзом пограничного углеродного налога и возможной реакции на эту инициативу со стороны стран ЕАЭС. Дмитрий Вольвач заявил: «Представляется важным уже сейчас перейти к проактивным действиям на климатическом треке, обеспечить регулярный обмен мнениями, практиками и подходами в рамках реализации климатической политики в ЕАЭС. Важно проработать подходы стран Союза к указанной проблематике, выработать совместные решения для выстраивания дальнейшего диалога с Евросоюзом».

12.jpg

Мнение члена парламента Экономического сообщества Западноафриканских государств в отношении ПКУМ ЕС

17 мая 2021 г.

Депутат парламента Гамбии и член парламента ЭКОВАС (Экономическое сообщество Западноафриканских государств) Мухаммед Магасси считает, что европейский пограничный углеродный сбор не только увеличит стоимость товаров с высоким углеродным следом, импортируемых ЕС, но и может подтолкнуть Глобальный Юг к торговым сделкам с меньшими климатическими ограничениями, что в конечном итоге нанесёт больший ущерб окружающей среде.

Мухаммед Магасси отмечает, что введение такого негибкого подхода как ПКУМ является не первым случаем, когда ЕС не принимает во внимание интересы развивающихся экономик при проведении политики по защите окружающей среды. Он считает, что ЕС имеет авторитет, экономическую силу и научную базу, чтобы возглавить мировую борьбу с изменением климата, но для этого Европа должна прислушиваться к мнению развивающихся стран, понимать их проблемы и учитывать их реалии и возможности.

Мухаммед Магасси уверен, что введение ПКУМ будет «наказанием» для развивающихся стран и даже побудит их использовать экологически вредные практики, так как требования «Зелёной сделки» ЕС были разработаны для богатых, развитых экономик, а не для стран, у которых мало возможностей для производства других товаров, кроме тех, в которых заинтересован ЕС. Он полагает, что ЕС, подталкивая Глобальный Юг к нереалистичным стандартам, только вытеснит эти страны с европейских рынков и заставит перенаправить производства в регионы с более гибкими экологическими стандартами. Такое перенаправление торговых потоков не будет способствовать экологическому прогрессу.

Мухаммед Магасси предупреждает, что ПКУМ может обратить вспять любой достигнутый прогресс, «наказывая» развивающиеся страны, которые приняли решение следовать экологическим стандартам по своей собственной инициативе. Он призывает ЕС бороться с изменением климата совместно со странами Глобального Юга, не игнорируя их законные опасения и страхи.

13.jpg

Письмо Президенту США с призывом противостоять ПКУМ ЕС от сенаторов США

10 августа 2021 г.

Сенаторы США направили Президенту США Джо Байдену коллективное письмо, в котором призывают Администрацию Президента «защитить коммерческие интересы США и выступить против односторонних действий ЕС». По их мнению, «Соединённые Штаты не должны позволять ЕС определять климатические и торговые стандарты» в одностороннем порядке. Политику ЕС в области ПКУМ сенаторы считают несправедливой и дискриминационной по отношению к американским производителям, в особенности малому бизнесу. Сенаторы советуют Администрации Президента США призвать ЕС к разработке общего подхода к климатической и торговой политике и сосредоточить внимание на реальной проблеме – росте выбросов парниковых газов в Китае и других крупных развивающихся странах.

По утверждению сенаторов, с введением ПКУМ американские производители пострадают, даже имея аналогичный, если не более «чистый», углеродный след, чем у производителей ЕС.

14.jpg

Министр Австралии предупреждает о «новой волне протекционизма» из-за ПКУМ ЕС

4 августа 2021 г.

Министр энергетики и сокращения выбросов Австралии Ангус Тейлор выразил опасения по поводу пограничного корректирующего углеродного механизма ЕС: «В то время, когда либеральные демократии работают вместе, чтобы восстановить уверенность в преимуществах свободной и открытой торговли, новая волна протекционизма угрожает охватить весь мир».

Он заявил, что этот односторонний шаг ЕС находится вне правил международной системы и является дискриминационным в отношении таких стран, как Австралия, которые поставляют сырье, необходимое глобальным цепочкам поставок для создания товаров и инфраструктуры, пользующихся спросом в Европе и других странах.

По его мнению, мера ЕС послужит «наказанием» для развивающихся стран, которые зависят от энергоемких отраслей для обеспечения экономического роста и рабочих мест, которые выведут граждан из нищеты.

Он отметил, что «на первом этапе нового европейского протекционизма» под воздействие меры попадут такие сектора, как алюминий, цемент и сталь. Ангус Тейлор предупредил, что со временем в уязвимом положении будут и другие австралийские экспортные сектора, например, сельское хозяйство.

Министр акцентировал внимание на том, что сбор в рамках ПКУМ будет взиматься со стран и отраслей промышленности независимо от прогресса, которого они добиваются в сокращении выбросов и борьбе с изменением климата. Он сообщил: «Когда дело доходит до сокращения выбросов, Австралия имеет существенный список достижений, которыми мы все можем гордиться. В период с 2005 по 2019 год мы сократили выбросы быстрее, чем многие аналогичные страны, включая Канаду, Новую Зеландию, Японию и США, и значительно превысили средний показатель по ОЭСР и G20». Ангус Тейлор добавил, что Австралия лидирует в мире по генерации солнечной энергии на человека и имеет наибольшее количество энергии ветра и солнца на человека по сравнению с любой страной за пределами Европы. Рост возобновляемых источников энергии был настолько быстрым, что, по его прознозам, к 2030 году альтернативные источники энергии будут обеспечивать более половины электроэнергии Австралии.

Ангус Тейлор подчеркнул, что план, который содержит практические и доступные решения, а не налоги – это путь к достижению баланса чистых нулевых выбросов парниковых газов.

Новые горизонты регулирования мировой торговли 20 апреля 2021 год 10.00 - 11.30

UNCTAD Trade Policy Dialogue, Vol.5

Harnessing e-commerce post-COVID-19: opportunities and challenges for developing economies

8 лет в ВТО: какие дивиденды получила Россия от членства?

Новые рынки – новые возможности

Россия в ВТО – 5 лет: опыт, проблемы и перспективы