Круглый стол на тему «Переговоры ВТО по электронной коммерции: темы, позиции лидеров, перспективы для России и бизнеса»

2020 / Январь 16

В ходе круглого стола, проведенного Центром экспертизы ВТО совместно с Ассоциацией менеджеров на тему «Переговоры ВТО по электронной коммерции: темы, позиции лидеров, перспективы для России и бизнеса», удалось выявить определенные подходы бизнес-сообщества к развитию электронной торговли в России и в мире.

По результатам состоявшихся дискуссий можно выделить следующие основные моменты в отношении развития и регулировании электронной торговли.    

  • В связи с поступательным развитием международной торговли товарами и услугами через Интернет или через иные системы электронного обмена данными у ее участников и регуляторов в России и ЕАЭС возникло различное понимание предмета и форм регулирования электронной торговли. Это в свою очередь связано с отсутствием ее нормативного определения, в результате чего под электронной торговлей чаще всего понимают торговлю товарами и услугами, контракты на поставку которых заключаются в электронной форме через интернет.

  • В результате в контексте содействия развитию электронной торговли обсуждаются меры регулирования, которые должны применяться к обычному товару или услуге, продаваемой и покупаемой через интернет, в дополнение либо вместо тех мер, которые обычно применяются к ним в традиционном обороте, например, на основе «бумажных» контрактов или через магазины.

  • Реализация таких подходов может привести к возникновению различных требований к условиям доступа товаров и услуг на рынки в зависимости от способа их продажи. Это, в свою очередь, вызовет проблемы для всей системы регулирования, конкуренции, защиты потребителей и бюджета.   

  • В настоящее время в России, как и в большинстве других стран мира, меры регулирования применяются к товару или услуге вне зависимости от способа контрактации. От стоимости, количества и качества товаров зависит уровень таможенных пошлин, налогов и сборов, характер мер технического, в том числе ветеринарного и фитосанитарного регулирования. Регулирование торговли услугами направлено главным образом на обеспечение способности поставщика предоставить   качественную услугу. В обоих случаях специальные меры обеспечивают развитие конкуренции и защиту интересов потребителей. Для достижения целей регулирования, такой подход должен быть сохранен. Из этого исходит большинство участвующих в мировой торговле стран, в том числе на переговорах в ВТО по соглашению об электронной торговле.

  • На этих переговорах страны в качестве приоритетного варианта рассматривают электронную торговлю как передачу «содержания» (контента) электронным способом. Это «содержание» или продукт не имеет материальной формы в момент передачи и, как правило, представляет собой нечто среднее между товаром и услугой. Речь может идти об электронных книгах, кинофильмах, либо программах работы 3D-принтера. Именно из-за нематериальной формы к продукту сложно или невозможно применить традиционные меры регулирования в традиционных формах, и лишь некоторые из них могут быть задействованы на стадии доступа продукта к потребителю (требования к содержанию фильмов в прокате, требования к устойчивости компании, продающей финансовые услуги электронным способом, и пр.). Поскольку международная торговля электронным способом осуществляется трансгранично, важно обеспечить максимально широкий консенсус в отношении мер регулирования, включая регулирование инфраструктуры (прежде всего сети интернет) без ущерба для права участвующих в ней государств на применение мер, необходимых для защиты национальной безопасности, жизни и здоровья, общественного порядка и общественной морали. Сохранение этих прав должно стать важнейшим условием развития международной электронной торговли.

1 (1).jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg