05.10.2021 г._Позиции стран и международных организаций по вопросам введения трансграничного углеродного регулирования

2021 / Октябрь 5

13.jpg 

Оценка экспертов Hogan Lovells вероятности юридического оспаривания ПКУМ ЕС

(27.09.2021)

По мнению экспертов американо-британской юридической фирмы Hogan Lovells, введение ПКУМ повлечет за собой значительную правовую неопределенность, в поле которой будут вынуждены вести свою деятельность американские предприятия. Вероятно, что ПКУМ ЕС столкнется с внешними проблемами, связанными с его несовместимостью с нормами Всемирной торговой организации (ВТО). К тому же, предлагаемый поэтапный отказ от бесплатных льгот чреват юридическими проблемами для американской промышленности, особенно для уязвимых секторов с интенсивными выбросами. Более того, некоторые положения ПКУМ создают для американских компаний дополнительные риски, связанные с неоптимизированными цепочками поставок и вероятностью обхода пошлин со стороны конкурентов.

Эксперты считают, что механизм ПКУМ, вероятнее всего, будет оспорен членами ВТО, так как правила ВТО не предназначены для пограничной корректировки нормативных требований. Механизм также может подвергнуться критике из-за нарушения национального режима, режима наибольшего благоприятствования и запрета на количественные ограничения. Подобная ситуация также создаст серьезные институциональные проблемы внутри ВТО, поскольку разделит ее участников на два лагеря: страны с аналогичными режимами ценообразования на выбросы углерода (ЕС, страны Северной Европы, Канада) и подавляющее большинство стран, которые этого не делают.

Европейская инициатива также может быть оспорена промышленностью ЕС, особенно в секторах с интенсивными выбросами, торговля в которых в значительной степени зависит от системы торговли квотами на выбросы (ETS). Промышленность ЕС готова поддержать ПКУМ только в том случае, если механизм будет действовать параллельно с какой-либо системой бесплатных льгот, однако этот случай является явным нарушением правил ВТО.

3.jpg

Эксперт из Индии назвал ПКУМ дискриминационным механизмом

(24.09.2021)

По мнению эксперта из Индии Ахмала Ханди Ансари, ПКУМ является дискриминационной мерой, по поводу которой Ахмал Ансари также озвучил ряд серьезных опасений:

·       Увеличение затрат на соблюдение требований для иностранных производителей из-за обязательной регистрации в системе ЕС

·       ЕС будет в одностороннем порядке оценивать изменение климата внутри каждой страны-экспортера. Учитывая то, что ЕС рассматривает только свою собственную систему в качестве адекватного решения проблемы выбросов, подобная односторонняя оценка может привести ЕС к выводу о том, что только иностранные продукты требуют налогообложения выбросов

·       Маловероятно, что ЕС признает иностранные механизмы сокращения углеродных выбросов как эквивалентные своим собственным мерам. Следовательно, механизм является попыткой экстерриториального навязывания своих мер дискриминационным образом (противоречит принципу общей, но дифференцированной ответственности, признанному в РКИК ООН)

·       Подозрение на нарушение недискриминационных принципов ВТО: поскольку ПКУМ основан на выбросах углерода, содержащихся в импортируемых продуктах, потенциальная дискриминация может существовать не только между импортируемыми товарами из разных стран, но также между импортными и отечественными товарами

·       Неизвестно, будет ли ПКУМ удовлетворять требованиям о том, что мера не должна являться замаскированным ограничением и барьером в торговле, а поэтому попытка ЕС оправдать ПКУМ, ссылаясь на исключения в правилах ВТО, направленных на сохранение истощаемых природных ресурсов, сомнительна

 20.jpg

Южная Корея: климатическое регулирование должно быть гибким и учитывать особенности каждой страны

(27.09.2021)

На конференции по стратегии внешней экономической безопасности Южной Кореи по поводу ПКУМ высказался заместитель премьер-министра экономики Хон Нам-ки. Он сообщил, что Южная Корея подготовит тщательный ответ на европейскую инициативу, в котором будут разработаны гибкие стандарты и принципы образования цен на углерод, которые будут учитывать особенности каждой страны. Хон Нам-ки пообещал, что лично будет участвовать в дискуссиях со Всемирной торговой организацией (ВТО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и 20 крупнейшими странами (G20) и сосредоточит внимание на установлении новых стандартов и принципов цен на углерод, учитывающих национальные условия.

25.jpg

Председатель Европейского парламента опасается оспаривания ПКУМ в ВТО

(30.09.2021)

Социал-демократический председатель комитета по торговле Европейского парламента Бернд Ланге считает крайне важными предварительные переговоры и заключение сделки ЕС с США по вопросу ПКУМ, чтобы введение механизма не закончилось судебным разбирательством в ВТО. Представителю Европарламента также очевидно, что ПКУМ вызвал серьезное противодействие со стороны других торговых партнеров: так, например, Россия сейчас готовит свой собственный аналогичный налог, ровно как и США, где по поводу собственного налога уже идут серьезные прения между демократами Палаты представителей и Сенатом. Существует серьезный риск того, что климатический протекционизм ЕС приведет к еще большему глобальному протекционизму в международной торговле.

   

2.jpg

Мнение юриста: правила ВТО по субсидиям устарели в эпоху изменения климата

(29.09.2021)

Юрист Биксуана Ву из юридической фирмы Hiways заметил, что в соответствии с системой торговли квотами на выбросы ЕС (ETS), производители, внесенные в список предприятий с утечкой углерода, имеют доступ к большему количеству бесплатных разрешений, чем производители, не включенные в список, и в итоге получают более благоприятный режим, имея возможность выбрасывать больше CO2 без каких-либо затрат.

Эмитенты, у которых заканчиваются бесплатные квоты на выбросы, покупают квоты не у правительства, а у других компаний, попадающих под действие системы ETS. Как пояснил ЕС, в случае бесплатных надбавок нет упущенного дохода, потому что изначально не было дохода, «в противном случае причитающегося».

Существующие правила субсидирования ВТО необходимо реформировать для решения новых проблем эпохи изменения климата: это подтверждает последнее решение Минторга США. По сути, ЕС отдавал предпочтение компаниям, зарегистрированным на бирже, а не компаниям, не котирующимся на бирже, предоставляя им больше бесплатных разрешений не за счет собственных доходов, а за счет смягчения последствий изменения климата. Также интересно то, что бесплатные надбавки — это всего один из двух подходов к устранению утечки углерода. Второй – пограничный корректирующий углеродный механизм (ПКУМ).

 

Новые горизонты регулирования мировой торговли 20 апреля 2021 год 10.00 - 11.30

UNCTAD Trade Policy Dialogue, Vol.5

Harnessing e-commerce post-COVID-19: opportunities and challenges for developing economies

8 лет в ВТО: какие дивиденды получила Россия от членства?

Новые рынки – новые возможности

Россия в ВТО – 5 лет: опыт, проблемы и перспективы