Зелёная повестка на переговорах по сельскому хозяйству в ВТО

2024 / Январь 12

Вопросы изменения климата всё чаще обсуждаются в ВТО применительно к торговле как промышленными, так и сельскохозяйственными товарами. Для сельского хозяйства зелёная повестка является чувствительной, поскольку не только может использоваться в качестве обоснования скрытого ограничения торговли[i], но и несет в себе существенные риски для продовольственной безопасности, которая также находится в фокусе внимания членов ВТО.

Реализация зелёных инициатив в сельском хозяйстве влечет за собой потенциальные негативные последствия. Полный отказ от химических удобрений и пестицидов, а также перераспределение сельскохозяйственных площадей в пользу выращивания культур для производства биотоплива могут привести к значительному снижению урожайности.[ii]

В случае уменьшения посевных площадей сокращение объемов сельскохозяйственной продукции спровоцирует рост цен на продовольствие и повлечет за собой увеличение числа голодающих в мире. Особенно подвергнутся риску развивающиеся и наименее развитые страны, которые могут оказаться неспособными обеспечить население достаточным количеством доступных продуктов питания.

Заинтересованность западных стран в зелёном переходе обусловлена не только стремлением к достижению климатической нейтральности. Эти страны также зависят от крупнейших мировых экспортеров удобрений – России, Китая и Индии. Переход к зелёным технологиям и методам в сельском хозяйстве влечет за собой снижение спроса на традиционные химические удобрения, что может повлиять на экономику, структуру производства и интересы стран.

В своем недавнем выступлении заместитель генерального директора ВТО Жан-Мари Погам отметил, что текущие переговоры по сельскому хозяйству играют ключевую роль в формировании более справедливых продовольственных рынков, которые помогут сократить глобальный голод и недоедание и поддержать борьбу с изменением климата. Он также подчеркнул, что для укрепления продовольственной безопасности необходимо обеспечить открытые и прозрачные торговые потоки (посредством мониторинга торговых ограничений), а также доступ наиболее уязвимых категорий потребителей к необходимым продуктам питания.[iii]

Вместе с тем обсуждение вопросов продовольственной безопасности в рамках ВТО показывает, что члены ВТО по-разному подходят к ее определению, иногда фокусируясь лишь на отдельных элементах, таких как экспортные ограничения.

В Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности 1996 г. содержится широкое определение: продовольственная безопасность на индивидуальном, семейном, национальном, региональном и глобальном уровнях [достигается], когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасных и питательных продуктов питания для удовлетворения своих диетических потребностей и пищевых предпочтений для активной и здоровой жизни.[iv]

В Соглашении ВТО по сельскому хозяйству подчеркивается важность учета вопросов продовольственной безопасности. Однако в рамках ВТО не выработано единое определение продовольственной безопасности.

Выработка такого определения или же единых подходов членов ВТО к тем элементам, которые наполняют ее содержание, по всей видимости будет неотъемлемой частью процесса реформы сельскохозяйственной торговли. В качестве гарантий достижения стратегических целей продовольственной безопасности по обеспечению доступности продуктов питания могут быть определены устойчивость сельскохозяйственного производства, наличие резервов продовольствия, а также открытые и предсказуемые рынки. При этом обсуждение продовольственной безопасности на переговорах в ВТО должно включать вопросы зеленой повестки такие, как сокращение урожайности в связи с введением климатических мер, перераспределение сельскохозяйственных площадей в пользу выращивания культур для производства биотоплива, цены на удобрения и энергоносители. Эти и другие элементы продовольственной безопасности описаны в том числе в недавней коммуникации Российской Федерации, [v] распространенной в рамках подготовки итоговых документов 13-й Министерской конференции ВТО.

 

Станислав Арнетт

 




[i] Например, посредством механизмов аналогичных ПКУМ ЕС (пограничный корректирующий углеродный механизм). В настоящее время агропромышленный сектор не включен в охват ПКУМ ЕС, однако в перспективе перечень охваченных секторов может быть расширен. Кроме того, в текущий охват входят удобрения и электроэнергия, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на АПК.

[ii] Как пестициды влияют на природу и человека: грань между необходимым и безопасным // EcoStandart.journal URL: https://journal.ecostandard.ru/ot/world/kak-pestitsidy-vliyayut-na-prirodu-i-cheloveka-gran-mezhdu-neobkhodimym-i-bezopasnym-spetsproekt/

[iii] Trade negotiations have key role in addressing food security, climate change: DDG Paugam // WTO URL: https://www.wto.org/english/news_e/news23_e/ddgjp_04dec23_e.htm

[iv] ФАО. 1996. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. Всемирный саммит по проблемам продовольствия 13-17 ноября 1996 г. Рим.

[v] JOB/GC/375 Shaping MC13 outcomes. Communication from the Russian Federation // WTO URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=301787&CurrentCatalogueIdIndex=0&FullTextHash=&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=True&HasSpanishRecord=True



Загрузка комментариев...