Соглашение о свободной торговле между ЕС и Новой Зеландией – новый “золотой стандарт” Брюсселя по интеграции “зеленых” аспектов в торговые соглашения

2023 / Декабрь 22

В июне 2022 года в Блоге Центра экспертизы ВТО отмечалось завершение переговоров по Соглашению о свободной торговле (далее – ССТ, Соглашение) между Новой Зеландией и ЕС. [1] Соглашение было подписано сторонами 9 июля 2023 года в Брюсселе. [2] В конце ноября Соглашение было ратифицировано со стороны ЕС: 22 ноября проект был поддержан Европарламентом, 27 ноября – Европейским Советом. После того, как документ будет ратифицирован Веллингтоном, Соглашение вступит в силу ориентировочно в начале 2024 года.

Один из ключевых элементов Соглашения – глава по торговле и устойчивому развитию. В основе ССТ – новый подход ЕС к заключению торговых соглашений, направленный на защиту климата, окружающей среды и трудовых прав “во всем мире”. [3] Комиссар ЕС по вопросам торговли Валдис Домбровскис подтвердил, что ССТ с Новой Зеландией содержит “наиболее амбициозные обязательства по устойчивому развитию в истории торговых соглашений”. [4]

Для ЕС это также первое Соглашение, включающее амбициозные обязательства по “зеленой” повестке, включая соблюдение положений Парижского соглашения по климату. При несоблюдении обязательств стороны могут столкнуться с санкциями.

Ключевые договоренности ЕС и Новой Зеландии:

Экологический протекционизм: запрет на использование экологического законодательства в качестве скрытого ограничения торговли и инвестиций.

Сотрудничество на площадке ВТО: совместная разработка инициатив по (1) продвижению экономики замкнутого цикла, (2) устойчивому производству и потреблению, а также по (3) продвижению торговли и инвестиций в экологические товары и услуги, в том числе путем устранения соответствующих тарифных и нетарифных барьеров.

Реформа субсидирования ископаемого топлива: стороны признают, что субсидии на ископаемое топливо могут нарушать цели Парижского соглашения по климату, и подчеркивают общую цель «рационализации» использования таких субсидий. Вместе с тем, обязательства сторон по ограничению или запрету субсидий на ископаемое топливо в тексте Соглашения отсутствуют. Единственная договоренность – активизация соответствующей совместной работы на площадке ВТО.

Продвижение торговли экологическими товарами и услугами: стороны, в том числе, подтвердили свои обязательства по отмене таможенных пошлин на экологические товары.

Особый акцент в Соглашении сделан на соблюдении сторонами положений Парижского соглашения и Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В целях их эффективной реализации стороны договорились:

- разрабатывать торговые и климатические меры, направленные на обеспечение перехода к ресурсоэффективной экономике замкнутого цикла с низким уровнем выбросов парниковых газов, а также к развитию, устойчивому к изменению климата;

- способствовать устранению барьеров в торговле и инвестициях, в том числе, в энергоэффективные товары и услуги и возобновляемые источники энергии, путем устранения тарифных и нетарифных барьеров или принятия мер, способствующих внедрению передовых технологий;

- продвигать торговлю квотами на выбросы парниковых газов и способствовать экологической целостности в развитии международных углеродных рынков;

- продолжать диалог по решению проблемы транспортных выбросов, связанных с торговлей, в том числе на площадке ВТО.

В настоящий момент ЕС также ведет переговоры по заключению торговых соглашений с рядом стран, включая Чили, Мексику и Индонезию. По аналогии с новозеландским ССТ, проекты соглашений включают амбициозные экологические и климатические стандарты, активно лоббируемые ЕС.

Сеть торговых соглашений нового поколения будет способствовать более эффективной реализации европейского “зеленого” курса и внедрению европейских экологических стандартов на международном уровне, что должно способствовать становлению блока в качестве глобального лидера “зеленого” перехода.

Важно отметить, что “зеленый” курс ЕС стал катализатором активных дискуссий на экологическом треке ВТО, в том числе в рамках Комитета по торговле и окружающей среде и Структурированных дискуссий по торговле и экологической устойчивости. Обсуждается необходимость адаптации существующих торговых правил к новым глобальным реалиям и включение в такие правила экологической составляющей. Важно уже сейчас принимать активное участие в обсуждении и выработке новых торговых норм – это позволит защитить интересы российской экономики и бороться с “экологическим” протекционизмом со стороны ЕС.

 

Автор: Мочалова Александра

 

[1] Новое торговое соглашение между ЕС и Новой Зеландией, 08.07.2022, Центр экспертизы по вопросам ВТО, https://www.wto.ru/our-blog/novoe-torgovoe-soglashenie-mezhdu-es-i-novoy-zelandiey/

[2] EU-New Zealand: Text of the agreement, European Commission, https://policy.trade.ec.europa.eu/eu-trade-relationships-country-and-region/countries-and-regions/new-zealand/eu-new-zealand-agreement/text-agreement_en

[3] Commission unveils new approach to trade agreements to promote green and just growth, 22.06.2022, European Commission, https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_3921

[4] EU and New Zealand conclude negotiations on free trade agree, 30.06.2022, Euroactiv, https://www.euractiv.com/section/economy-jobs/news/eu-and-new-zealand-sign-free-trade-agreement/

 

Загрузка комментариев...