В последнее десятилетие мировая экономика переживает сложный процесс цифровой трансформации, сопровождающийся широким применением информационных технологий и, как следствие, ускоренной автоматизацией производственных и бизнес-процессов.
На начальных стадиях развития концепции «цифровая экономика» государства старались не обременять сферу большим количеством законодательных ограничений, придерживаясь принципа «не помогаешь, так не мешай». Однако, по мере все большего распространения цифровых технологий в реальной экономике, а также постепенного раскрытия их трансграничного потенциала развития, государства стали уделять большее внимание возможностям, которые открывались перед национальной экономикой в ходе успешной цифровой трансформации.
В то же время ряд международных организаций (ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ) разрабатывали различные политические рекомендации или модельные законы, затрагивающие такие вопросы, как защита персональных данных,[1] защита прав потребителей,[2] регулирование электронных платежных систем и электронных денег,[3] электронный документооборот[4] и т.д. Подобные инициативы должны были направить законодательные усилия всех государств в единое русло для полного раскрытия потенциала цифровой экономики.
Однако, по сей день глобальных правил игры в сфере цифровой экономики нет. Прежде всего это объясняется продолжающимся развитием сектора информационных технологий, а также широким кругом стейкхолдеров, в том числе и ТНК, интересы которых иногда прямо противоречат друг другу. Углубляющийся же геополитический кризис лишь дополнил список серьезных препятствий для формирования многосторонних правил игры.
Долгое время компании фактически действовали в условиях отсутствия комплексного законодательства, которое бы могло прочертить все контуры цифровой экономики. Именно поэтому пандемия COVID-19 стала для многих «холодным душем», так как, с одной стороны, она потребовала от компаний и государств оперативного реагирования на повышенный спрос на новые цифровые подходы и IT инфраструктуру для надлежащего функционирования цифровой экосистемы в новых чрезвычайных условиях, а с другой стороны, обнажила проблемы, связанные с доступностью информации, её передачей, а также обеспечением её безопасности.
В этих условиях государственные органы начали активно работать над созданием эффективного законодательства, которое бы учитывало особенности развития своих национальных экономик. С учётом обозначенных выше проблем, подобное активное законотворчество может в будущем привести к цифровой фрагментации – фактическому разделению мира на разные цифровые экосистемы, которые будут замыкаться на себя.
Так, с начала 2020 г. странами G20 было предложено или реализовано более 1700 нормативных изменений в сфере цифровой экономики.[5] При этом также растут и темпы принятия новых изменений: в первом квартале 2020 г. было принято более 70 нормативных актов, а в первом квартале 2022 г. уже более 200.[6] Три основные области, подверженные изменениям – управление данными, модерация онлайн-контента и применение антимонопольного законодательства.
Кроме того, растёт и неоднородность регулирования: государства принимают различные подходы и правила в рамках одних и тех же областей цифровой экономики. Так, например, на сегодняшний день в сфере управления данными развиваются различные подходы к хранению, передаче и защите информации: от полной локализации данных или допуска трансграничной передачи данных при использовании определённых вычислительных средств или программного обеспечения и до полностью свободного трансграничного движения данных. В частности, за последние годы Австралия,[7] Индонезия,[8] ЕС,[9] КНР,[10] Республика Корея,[11] Россия,[12] США,[13] Япония[14] приняли нормативные изменения в данной сфере.
Отсутствие глобальных правил игры и односторонние действия отдельных государств в цифровой сфере усиливают торговую напряженность и препятствуют формированию трансграничной цифровой экосистемы. В этих условиях государства должны приложить максимальные усилия для выработки общих принципов регулирования и развития цифровой сферы, в частности, завершить переговоры в ВТО по электронной коммерции и приступить к реализации более амбициозной программы в ВТО.
Автор: Патвакан Гюлазян
_____________________________
[1] http://www.oecd.org/sti/ieconomy/oecd_privacy_framework.pdf
[2] https://www.oecd.org/sti/consumer/ECommerce-Recommendation-2016.pdf
[3] https://www.oecd.org/ctp/administration/31663069.pdf
[4] https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/ml-elecsig-r.pdf
[5] https://digitalpolicyalert.org/report/emergent-digital-fragmentation
[6] https://digitalpolicyalert.org/
[12] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
[13] https://digitalpolicyalert.org/change/94
28 фев 2024
27 фев 2024
27 мар 2024
19 мар 2024