Рискнём внедрить экспериментальный международно-правовой режим?

2022 / Декабрь 1

В Российской Федерации все большее распространение получают экспериментальные правовые режимы (далее – «ЭПР»). Ст. 13 федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» гласит: «Экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определённого периода времени специального регулирования в отношении определённой группы лиц или на определённой территории, в том числе в полном или частичном отказе от применения определённой группой лиц или на определённой территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности»[i]. На сайте Минэкономразвития России сообщается, что благодаря ЭПР «впервые у государства, научного и бизнес-сообщества появился системный механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин (прежде всего – инертность законодательства) использовать сегодня нельзя (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность)»[ii].

Жизнь настоятельно требует создавать новые правовые основы и механизмы, в том числе новаторского свойства. ЭПР позволяет двигаться вперёд в тех областях, для которых действующий общий правовой режим является недостаточно гибким и продвинутым, а порой закостенелым и запретительным. И вот здесь возникает любопытный вопрос: возможно ли и в области международного права ввести ЭПР?

Всем хорошо известно, что международное право в силу самого факта своего «рождения» a priori оказалось в тисках воли государств. Такое положение вещей является единственное правильным. Оно обеспечивает контроль государств над нормобразованием. Но существует и оборотная сторона: такая система делает зависимой государства друг от друга. Приведу простой пример: США уже несколько лет блокируют работу Апелляционного органа ВТО. Что же происходит? Если выражаться простыми словами, то остальные 163 члена ВТО ждут, когда США передумают и начнут вести себя конструктивно. Отдельные страны создают альтернативные процедуры разрешения споров. Факт остаётся в том, что Апелляционный орган не работает. Приведу другой пример. Режим наибольшего благоприятствования (далее – «РНБ»), как он закреплён в Статье I ГАТТ 1994, обязывает членов ВТО немедленно и безусловно предоставлять любые преимущества, согласованные по результатам переговоров с каким-либо государством, всем остальным. Из этого правила существует только три изъятия: специальный и дифференцированный режим, региональная интеграция, приграничная торговля. Все. Эта система существует более 70 лет и создавалась в совершенно иных исторических условиях. Настало время что-то менять?

Шквал незаконных антироссийских «санкций» коллективного Запада и неподобающее по отношению к Российской Федерации поведение на различных международных площадках настоятельно ставят вопрос о необходимости выработки нами новых подходов и инструментов, поиска принципиально новых решений, реализация которых позволит должным образом обеспечить российские национальные торгово-экономические интересы.

С одной стороны, полностью согласна с тезисом, что мы опираемся на международное право. Россия, как ответственный член международного сообщества, неоднократно подтверждала приверженность основополагающим принципам и нормам международного права. Это позиция является абсолютно верной, незыблемой и приоритетной. С другой же стороны, мы не можем не осознавать, что инструменты и механизмы международного права сильно сбоят. Ведь система может эффективно функционировать только когда все участники соблюдают правила. В противном случае нормативность размывается, правила превращаются в «рекомендации». Это плохой сценарий. Неужели мы будем просто ждать, когда горстка членов «международного сообщества» образумится и перестанет «вставлять палки в колеса» всей системе? На это могут потребоваться десятилетия. Но даже если это произойдёт, нет никакой уверенности, что через день они не передумают.

По всей видимости, настало время поразмышлять об альтернативной правовой основе выстраивания межгосударственных отношений (параллельно и ни на мгновение не оставляя усилий по укреплению международно-правовой системы и восстановлению работоспособности составляющих её частей). Полагаю, ЭПР может стать неплохой отправной точкой для таких размышлений и последующих действий. Понимаю, что это предложение ставит миллион вопросов. Убеждена – любой клубок можно распутать. Вопрос лишь в наличии воли и интеллектуальных усилий.

Автор: Анаит Смбатян                  

 


[i] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/2e2b445b9d607c5fad64bd8d0d9351f7d8cbbb83/

[ii] https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/

Загрузка комментариев...