Правила, относящиеся к применению субсидий в рамках многосторонней торговой системы, являются одними из самых сложных. Многие страны рассматривают различные механизмы поддержки промышленности в качестве важнейшего инструмента роста экономики.
В ВТО применение промышленных субсидий регулируется положениями статей VI и XXIV ГАТТ, а также Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ). Под субсидией понимается механизм, когда правительство (и/или публичный орган) предоставляют финансовое содействие, создающее преимущество, на его территории. При этом, в ВТО под охват регулирования попадают именно субсидии, предоставленные производителю. Это подтверждается решением третейской группы в споре Канада – меры, затрагивающие экспорт гражданских самолетов, отметившей, что реципиент преимущества должен быть «производителем экспортируемого товара, в отношении которого проводится компенсационное расследование».[i] Однако реципиент (бенефициар) транснациональной субсидии может находиться как в стране, где товар производится, так и в стране, куда товар экспортируется, но не в той стране, которая предоставляет субсидию. И в этой связи возникает вопрос, применим ли режим ССКМ к субсидиям, предоставляемым производителям, которые расположены на территории другого члена ВТО. В статье 1 ССКМ уточняющие слова «на территории члена» могут относиться к терминам «правительство» и «публичный орган» ССКМ, но накладывает ли это ограничения на местонахождение бенефициара финансового содействия[ii]?
В текущей редакции ССКМ не содержит четких руководств относительно правил применения транснациональных субсидий. В научных кругах отмечается, что предметом переговоров по правилам применения субсидий в рамках Уругвайского раунда (предшествующего созданию ВТО) было сокращение государствами субсидирования для поддержки и развития отечественной продукции, чтобы предотвратить «гонку субсидий».[iii]
Ранее транснациональные субсидии если и рассматривались в международной практике, то чаще всего в точки зрения реализации механизмов, связанных с предоставлением т.н. государственной помощи (в том числе через международные институты развития), которая традиционно не подпадала под нормы ССКМ.
По мере развития международной торговли и роста глобальных производственных цепочек субсидии стали менее ориентированными на внутренние рынки. Однако еще большее внимание к транснациональным субсидиям в международных кругах стали обращать в связи с выходом Китая на международные рынки в рамках свей инициативы «Один пояс, один путь», предусматривающей финансирование проектов в третьих странах и учреждение на их территориях китайских компаний. В качестве альтернативных производственных баз в рамках таких проектов часто используются специальные экономические зоны,[iv] а для формирования производственных баз задействуются площадки развивающихся стран. Можно предположить, что Пекин все чаще берет на себя роль инвестора в развитие их экономик, то есть может рассматриваться в качестве государства, предоставляющего помощь на развитие. При этом, в преамбуле Марракешского Соглашения об учреждении ВТО члены согласились, что «необходимы позитивные усилия, направленные на обеспечение того, чтобы развивающиеся страны, и особенно наименее развитые из них, получали долю в росте международной торговли, соизмеримую с потребностями их экономического развития».
В отсутствие четких правил регулирования транснациональных субсидий на международном уровне страны все чаще прибегают к установлению национальных стандартов в этой сфере. В 2019 г. в Еврокомиссию поступили заявления с просьбой провести компенсационные расследования и проанализировать природу транснациональных механизмов поддержки, связанных с функционированием китайских компаний в Египте и Индонезии. Позже 12 января 2023 года ЕС был принят Регламент об иностранных субсидиях. Как отмечает Еврокомиссия, этот набор правил принят для устранения искажений, вызванных иностранными субсидиями[v]. Регламент, помимо новых требований для бизнеса, оперирующего на рынке ЕС, к нотификациям и процедурам, связанным с госзакупками, является еще и инструментом Еврокомиссии для проведения расследований финансового содействия, предоставляемого иностранными государствами компаниям, оперирующим на рынке ЕС. Такие расследования могут быть инициированы в том числе по собственной инициативе (ex-officio).
На прошлой неделе Минторг США также предложил новые правила регулирования антидемпинговых и компенсационных мер. При этом некоторые предложения представляют собой изменения и в сфере транснациональных субсидий[vi]. Минторг США предлагает отменить правило, в соответствии с которым, если программа финансировалась за пределами страны, где находится реципиент, субсидии не существует.
В этой связи компаниям, особенно тем, которые оперируют на рынках ЕС и США, рекомендуется проводить тщательные проверки получаемых иностранных субсидий на предмет того, подпадают ли они под новое регулирование, а также условий доступа к иностранному финансированию и участия в совместных с иностранными компаниями проектах. Также представляется целесообразным на системном уровне задуматься о том, какое регулирование в России и на уровне ЕАЭС может применяться в отношении транснациональных субсидий.
[i] Panel Report, Panel Report, Canada - Measures Affecting the Export of Civilian Aircraft - Report of the Panel, para. 7.54, WT/DS70/R (1999).
[ii] Csongor István Nagy, Foreign Subsidies, Distortions and Acquisitions: Can the Playing Field Be Levelled? Central European Journal of Comparative Law, vol. 2, no. 1, pp. 147-162 (2021)
[iii] Victor Crochet and Vineet Hegde. China’s ‘Going Global’ Policy: Transnational subsidies under the WTO SCM Agreement.
[iv] https://beltandroad.hktdc.com/en/sme-corner/industrial-park
[v] Foreign Subsidies Regulation. https://competition-policy.ec.europa.eu/foreign-subsidies-regulation_en
[vi] Regulations Improving and Strengthening the Enforcement of Trade Remedies Through the Administration of the Antidumping and Countervailing Duty Laws. Federal Register Volume 88, Issue 89 (May 9, 2023)
16 май 2023
12 май 2023
26 май 2023
23 май 2023