Дважды в год на площадке ВТО проходят мероприятия «недели правил» – заседания комитетов организации, посвященных применению триады мер торговой защиты: антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер. Как правило, члены ВТО используют такие мероприятия, чтобы донести свои обеспокоенности до других стран, либо обсудить инициативы по улучшению практик – как со стороны отдельных членов, так и секретариата организации. Как результат, обсуждения в течение «недели правил» – хороший индикатор настроений членов ВТО в области практик торговой защиты.
Последняя из «недель правил» прошла в начале мая – о ее темах и пойдет речь ниже.
В части специальных защитных мер наиболее резкую реакцию со стороны членов ВТО вызывают меры ЕС и Великобритании в отношении продукции из стали. Введенные в 2018 году в ответ на повышение Соединенными Штатами ставок пошлин на сталь, меры ЕС (а после окончания переходного периода выхода из состава союза – и Великобритании) критикуются крупнейшими игроками на отраслевых рынках, в том числе и Россией. Чтобы снизить накал, в начале лета ЕС намеревается запустить консультации с затронутыми членами ВТО.
Один из главных вопросов в части антидемпинговых практик – разработка и (или) применение некоторыми членами ВТО (прежде всего, США и ЕС) «нерыночных методик» для расчета демпинговой маржи в отношении продукции, происходящей из «нерыночных экономик» или стран «с существенными искажениями рынка», соответственно. Такие методики предполагают отказ от использования действительных внутренних цен и издержек в пользу данных «суррогатной страны». В ходе заседания профильного комитета, среди прочего, было указано на наличие существенного государственного участия самих Соединенных Штатов в своей экономике.
Одна из делегаций подчеркнула, что нерыночная методика США нарушает принцип РНБ, а требование США к компаниям из «нерыночных» стран доказать отсутствие госконтроля для расчета индивидуальной ставки пошлины – избыточное административное бремя. Было указано и на избыточную продолжительность антидемпинговых мер: некоторые из них длятся уже более тридцати лет в результате "sun-never-sets reviews"; а также на нечеткость толкования понятий: в чем разница между обходом мер (circumvention) и исходящими[i] инвестициями в производство в третьих странах?
Наконец, в части субсидий и компенсационных мер внимание членов ВТО сосредоточено на новой промышленной политике США (и в ряде случаев их партнеров – например, ЕС), а также на вопросах избыточных мощностей и транспарентности.
Так, критике был подвергнут Закон США о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA) и Закон США о чипах. Помимо импортозамещающего характера мер вопросы вызывает и международная составляющая. Партнерам, заключившим с США специальные соглашения о сотрудничестве в области критического сырья[ii], предоставляются те же льготы в рамках IRA, что и партнерам США по преференциальным торговым соглашениям, что может противоречить статье XXIV:2 ГАТТ, требующей, чтобы подобные соглашения охватывали «существенную часть торговли». “Criminal Critical raw materials” – оговорка представителя одной из делегаций, пожалуй, точно описывает отношение многих участников международной торговой системы к новым веяниям промышленной политики США.
Звучали и нападки в адрес Китая и его предполагаемой поддержки экономики через компании с государственным участием, которая, по мнению ряда делегаций, способствует возникновению избыточных мощностей. Эти тезисы были представлены в контексте апрельского доклада ОЭСР, посвященного анализу господдержки в промышленных секторах.[iii] Слабая транспарентность как подобных, так и традиционных мер поддержки многих членов ВТО вызывает обеспокоенность среди остальных членов организации.
В связи с этим освещение получила инициатива ЕС о развитии «совещательной функции ВТО» (deliberative function): к 13-й Министерской конференции ВТО предлагается создать отдельную дискуссионную площадку о государственном вмешательстве в промышленном секторе. По мнению ЕС, охват анализа должен быть шире традиционного понимания субсидирования, акцент – на компаниях с госучастием в собственности.
Впрочем, вопросы были и к ЕС – в свете проводимой им борьбы с «искажениями» на внутреннем рынке, вызываемыми иностранными субсидиями, с помощью недавно принятого Регламента об иностранных субсидиях (Foreign Subsidies Regulations). Так, одна из делегаций подчеркнула риск фактической дискриминации компаний с иностранным капиталом в связи с ростом административной нагрузки на бизнес, избыточным охватом подпадающих под новые требования компаний, а также нечеткостью используемых в Регламенте определений.
[i] Инвестиции за границу, производимые отечественными компаниями.
[ii] В марте 2023 г. объявлено о достижении договоренностей США с Японией; обсуждается сделка с ЕС.
[iii] OECD. Government support in industrial sectors // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/1d28d299-en.pdf?expires=1683015806&id=id&acc...
16 май 2023
12 май 2023
26 май 2023
23 май 2023