Торговая система, основанная на правилах, нуждается в реформе.

2022 / Декабрь 16

ВТО всегда рассматривалась ее членами как организация, где страны могут вести переговоры по многосторонним правилам торговли и где страны могут разрешать торговые конфликты. Правила ВТО администрируют более 98% глобальной торговли. В то время как ВТО стремится развитию глобальной экономики, основанной на многосторонних правилах, страны-основатели организации все более полагаются на протекционистские меры и односторонние инструменты регулирования торговли. В этих условиях многие члены ВТО в желании вернуть организации роль глобального регулятора торговли все более задумываются не только над изменениями правил ВТО, но основанной на правиле консенсуса переговорной функции и системе разрешения споров ВТО.

Данные стремления стали еще более явными на фоне углубления торгового конфликта между Китаем и США. США критикуют Китай за «недобросовестную» торговую практику, а также оказывают давление в вопросах, чтобы изменить меры внутренней политики. Пекин же, напротив, считает, что действует в полном соответствии с ВТО. Так, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ВТО относит к наказуемым специфические субсидии, предоставляемые правительством или «публичным органом». Однако Соглашение ВТО не содержит определения «публичный орган», в правилах также отсутствует четкое понимание, какие именно госкомпании можно считать «публичным органом». Определенную ясность в этой связи пытался внести Апелляционный орган ВТО (АО) в рамках разрешения спора Китая против США, определив критерии отнесения компании и «публичному органу». Впоследствии это решение наряду с некоторыми другими толкованиями АО широко критиковалось правительственными органами США, и в конце концов США заблокировали назначение арбитров, обвинив их в превышении своих полномочий при интерпретации правил ВТО. Как результат Апелляционный орган в декабре 2019 г. перестал существовать.

Важно отметить, что в целом правила ВТО не обновлялись с момента создания ВТО в 1995 г., а организация во многом развивалась за счет расширения и принятия новых членов. В этих условиях судьи были вынуждены реагировать на изменения в международной системе и заполнять пробелы в соглашениях ВТО.

В июне 2022 г. члены ВТО приняли декларацию, в соответствии с которой члены согласились «работать над необходимой реформой ВТО» для «улучшения всех ее функций».[1]

Сейчас переговорщики предпринимают усилия для достижения договоренности по формату реформы и последовательности работы. Переговорная и судебная функции сильно взаимосвязаны, тогда, когда будут обновлены субстантивные правила ВТО, необходимо, чтобы была полностью работающая система разрешения споров ВТО. В текущих условиях в связи с широким диапазоном фундаментальных проблем, стоящих перед членами организаций, включая различные уровни и модели экономического развития, а также видение необходимых правил, которые нуждаются в срочном обновлении, переговорщикам очень сложно достичь какой-либо консенсус. Что нужно приоритизировать на начальном этапе работы? Можно ли в этих условиях заключить сделку, которая будет выгодна всем участникам?

В настоящее время переговорщики проводят неформальные встречи в целях обмена мнениями и ожиданиями от реформы ВТО. 10 ноября 2022 г. состоялась очередная неформальная встреча. Швейцарский посол при ВТО, председатель Генерального совета, Дидье Шамбовей отметил, что «участие членов было конструктивным, и выразил надежду, что члены будут продолжать работать в духе прагматизма и сотрудничества для проведения значимых реформ ВТО на благо всех членов и их соответствующих заинтересованных сторон.»[2]

 




[1] Декларация Министров ВТО (https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN22/24.pdf&Open=True

[2] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/gc_11nov22_e.htm




Загрузка комментариев...