Выход стран ЕС из ДЭХ – не выход

2022 / Декабрь 13

В этом году ряд стран ЕС заявили о желании выйти из Договора к Энергетической Хартии (ДЭХ)[i]. Основная причина – ДЭХ препятствует достижению целей Парижского соглашения[ii].

ДЭХ был заключен 24 года назад. Главная задача, которая стояла перед его создателями – урегулировать сотрудничество в торговле энергоресурсами и гарантировать инвесторам доступ на иностранные рынки, защиту их деятельности и неприкосновенность инвестиций. Из 25 статей договора лишь одна затрагивает вопросы экологии, а инвестиции в ископаемое топливо защищаются в такой же степени, как и «зеленые» инвестиции в возобновляемые ресурсы. Более того, ДЭХ предусматривает механизм разрешения споров инвестор – государство. Благодаря ему иностранный инвестор, чьи права по договору предположительно нарушены, может обратиться в международный арбитраж и получить компенсацию. ДЭХ считается одним из наиболее оспариваемых инвестиционных соглашений в мире[iii] – прогнозируется, что к 2050 году только инвесторам в области ископаемого топлива выплатят 1,3 млрд компенсации по договору[iv]. Недавний пример – в августе этого года компания по разведке и добыче нефти и газа Rockhopper Exploration отсудила €190 млн. у Италии (плюс проценты), что во много раз превышает сумму, вложенную компанией в проект[v]. Фактически спор возник из-за того, что в результате внезапного запрета на бурение в Италии дочка Rockhopper Exploration не смогла заключить концессионное соглашение – цель, ради которой она изначально приобреталась. Таким образом, ДЭХ действительно ограничивает участниц в проведении «зеленой» энергетической политики.

Вместе с тем, ДЭХ содержит так называемую «закатную оговорку» (sunset clause). В силу действия оговорки даже после расторжения соглашения инвестиции, осуществленные до даты расторжения, будут защищаться соглашением в течение последующих 20 лет. Следовательно, в течение этих 20 лет инвесторы смогут обратиться в международный арбитраж для разрешения спора. Сколько еще таких компаний как Rockhopper Exploration смогут получить компенсацию по договору за эти 20 лет? Таким образом, расторжение ДЭХ не решит вышеизложенные проблемы, по крайней мере, в ближайшие 20 лет. Возможно, поэтому в 2020 году была предпринята попытка привести ДЭХ в соответствие с текущей энергетической политикой путем его модернизации. С июля 2020 по июнь 2022 года состоялось 15 раундов переговоров[vi]. И именно ЕС выступил их инициатором, подготовив проект соответствующих изменений[vii]. Среди ключевых нововведений: инвестицией считаются только такие активы, которые вложены в соответствие с законодательством принимающего государства (что подразумевает и «зеленое» регулирование); ничто в ДЭХ не должно мешать участницам принимать меры «для защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата»; в текст ДЭХ включены отдельные положения по устойчивому развитию, а также ссылки на Парижское соглашение и Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию[viii]. Казалось бы, предложен достаточный правовой инструментарий для того, чтобы сбалансировать защиту инвесторов и суверенные интересы участниц ДЭХ. В июне этого года Европейская комиссия выразила готовность ратифицировать модернизированное соглашение, отметив, что оно «обеспечивает правовую определенность и гарантирует высокий уровень защиты инвестиций, отражая при этом цели перехода к чистой энергии и способствуя достижению целей Парижского соглашения»[ix]. Однако отдельные члены ЕС выступили против. По их мнению, само наличие механизма разрешения споров инвестор-государство висит над участницами ДЭХ дамокловым мечом и тормозит проведение «зеленой» политики[x].

Европейская комиссия подробно не комментирует, как будет осуществляться выход членов ЕС из ДЭХ[xi]. Одно из рассматриваемых решений – совместный выход стран ЕС из ДЭХ путем заключения так называемого «расторгающего» соглашения (withdrawal agreement). Например, такое соглашение было подписано, когда страны ЕС прекратили все двусторонние инвестиционные соглашения внутри ЕС после решения по спору Achmea[xii]. В нем было прямо указано, что «закатная оговорка» прекращает действие одновременно с инвестиционными соглашениями. Однако, если в случае с Achmea все заинтересованные лица были членами ЕС, в ситуации с ДЭХ предложенный вариант игнорирует воли других участниц соглашения


Автор: Дарья Завершинская



[i]              Например, Польша, Нидерланды, Франция, Бельгия, Словения.

[ii]             Например, заявление высших должностных лиц Испании по выходу из ДЭХ.

[iii]             Euronews, EU attempt to reform controversial Energy Charter Treaty falls apart after four countries abstain, 22 November 2022.

[iv]             Climate Home News, EU and UK will end investment protection for fossil fuels in 10 years, 24 June 2022.

[v]            Euronews.Green, ‘No climate justice’: Oil firm Rockhopper wins €241m payout after being banned from drilling, 12 September 2022.

[vi]            Официальный сайт Энергетической Хартии.

[vii]           Предложение ЕС по модернизации текста ДЭХ.

[viii]           Предложение ЕС по модернизации текста ДЭХ.

[ix]             Заявление Еврокомиссии, 24 июня.

[x]            International Institute for Sustainable Development, Energy Charter Treaty Withdrawal Announcements Reflect Reform Outcome is Insufficient for Climate Ambition, 7 November 2022.

[xi]             Европарламент отмечает, что «Комиссия не подготовила должным образом этот скоординированный выход [из ДЭХ] и не поделилась информацией о нем, несмотря на неоднократные требования Парламента с начала переговоров по модернизации, в качестве альтернативы в случае неудовлетворительных результатов или провала процесса модернизации».

  Kluwer Arbitration Blog, The EU Termination Agreement and Sunset Clauses: No ‘Survivors’ on the (Intra-EU) Battlefield, 22 June 2022.

Загрузка комментариев...