Совместная инициатива по электронной коммерции (Joint Statement Initiative, JSI) в рамках ВТО – это многостороннее соглашение, которое стремится создать универсальные правила для регулирования международной электронной торговли[1]. JSI имеет особое значение в контексте растущей цифровизации экономики и трансграничных данных, цифровых услуг и онлайн-платформ. Проект направлен на устранение барьеров в международной торговле цифровыми товарами и услугами, обеспечение доверия между участниками Соглашения и создание благоприятных условий для развития цифровой экономики.
26 июля 2024 года был принят промежуточный текст Соглашения по электронной коммерции[2], который содержит несколько ключевых аспектов, но также оставляет открытыми некоторые спорные вопросы[3].
Положения, которые не вошли в последнюю версию Соглашения, но которые активно обсуждались ранее исходя из предыдущих консолидированных версий, включают положения об обязательном раскрытии исходного кода и алгоритмов, о трансграничной передаче персональных данных, о требовании по локализации данных и также положения о продуктах ИКТ, использующих криптографию. Данные вопросы вызвали ряд разногласий, так как напрямую затрагивают кибербезопасность стран и подходы к ее регулированию. Например, США еще в октябре 2023 года объявили, что они отказываются от поддержки предложений, которые могли бы нанести ущерб национальной безопасности или помешать разработке подхода к нормативному регулированию этих вопросов[4].
В результате Соглашение было сосредоточено на менее спорных вопросах, таких как признание электронных подписей и упрощение цифровых транзакций. Соглашение предусматривает обязательство Сторон по признанию такой же юридической силы за электронной подписью, как за подписью на бумажном носителе, и допустимость ее в качестве доказательства в судебных разбирательствах. Компании, ведущие бизнес в электронном виде, вправе свободно согласовывать соответствующие методы аутентификации и подписи для своих транзакций. Соглашение также призывает Стороны отказываться от бумажных товарных документов и переходить на электронные форматы, развивать системы «электронных окон». Среди прочего, статья 11 Соглашения подтверждает мораторий на электронную передачу (electronic transmissions).
Включенные в текст нормы ориентированы на защиту прав потребителей при осуществлении покупок через цифровые платформы. Положения требуют от участников обеспечивать прозрачные условия предоставления товаров и услуг, а также защищать права потребителей на возврат продукции и возмещение средств в случае несоответствия товара заявленным характеристикам.
Важное место занимают положения по защите персональных данных, которые оставляют возможность для стран применять национальные стандарты защиты конфиденциальной информации. Это создает базовый уровень требований к безопасности, но не навязывает унифицированных жестких стандартов, позволяя странам учитывать особенности национального законодательства.
Перспективы изменения текста соглашения
Поскольку Соглашение еще не принято и будет дорабатываться, то не исключен возврат к ранее вычеркнутым положениям и включение совершенно новых предложений в повестку обсуждений.
1. Возвращение к вопросу об исходном коде и кибербезопасности в целом. В условиях повышения глобальной заинтересованности в обеспечении прозрачности и безопасности цифровых технологий, указанные вопросы могут быть вновь включены в повестку. Особенно это касается случаев, когда исходный код используется в критической инфраструктуре или для обеспечения национальной безопасности.
2. Цифровое налогообложение в рамках глобальных инициатив. Вопрос налогообложения остается актуальным на фоне глобальных инициатив по реформированию налогообложения цифровой экономики, таких как проект ОЭСР[5]. Возможно, что в рамках JSI страны смогут договориться о более унифицированных правилах, что обеспечит справедливое налогообложение цифровых компаний и снизит число уклонений от уплаты.
3. Введение норм по искусственному интеллекту (ИИ). Развитие и интеграция ИИ в бизнес-процессы может стимулировать страны рассмотреть нормы, касающиеся использования ИИ в цифровой торговле. Эти положения могут быть направлены на обеспечение прозрачности алгоритмов и ответственность за действия ИИ-систем, что может стать важным шагом к развитию доверия в сфере цифровых технологий.
Соглашение JSI по электронной коммерции – важный шаг в развитии международного регулирования цифровой торговли, объединяющий в себе такие ключевые аспекты, как свобода обмена данными, признание электронных сделок и защита прав потребителей. Однако исключение на данном этапе упомянутых выше вопросов иллюстрирует сложность процесса многосторонних переговоров. Перспективы дальнейшего развития JSI включают возможное возвращение к обсуждению спорных вопросов и включение новых норм в ответ на изменяющиеся потребности глобального цифрового рынка.
Евгения Михеева
Полина Хорева
[1] https://www.wto.org/english/tratop_e/ecom_e/joint_statement_e.htm
[2] WTO Agreement on electronic commerce:
https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/INF/ECOM/87.pdf&Open=True
[3] 9 членов ВТО не поддержали принятие данного текста. Среди них, Бразилия, Колумбия, Сальвадор, Гватемала, Индонезия, Парагвай, отдельные таможенные территории Тайваня (Пэнху, Цзиньмэнь и Мацу), Турция и Соединенные Штаты.
[4] https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2023/october/ustr-statement-wto-e-commerce-negotiations
[5] https://www.oecd.org/en/topics/sub-issues/reallocation-of-taxing-rights-to-market-jurisdictions/multilateral-convention-to-implement-amount-a-of-pillar-one.html
10 дек 2024
18 ноя 2024
3 дек 2024
14 ноя 2024