Запрет на использование и транспортировку тяжелого мазута (тяжелых видов топлива) в арктических водах регулируется поправками к приложению I Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), принятыми Международной морской организацией (ИМО) в июне 2021 года. Эти поправки включают новое правило 43A, согласно которому с 1 июля 2024 года запрещается использование и транспортировка
· сырой нефти, плотность которой при температуре 15°C превышает 900 кг/м3;
· нефти, иной чем сырая нефть, имеющей плотность при 15°C более 900 кг/м3 или кинематическую вязкость при 50°C более 180 мм2/с, а также
· битума, гудрона и их эмульсий[i].
Исключения предусмотрены для поисково-спасательных судов и судов, предназначенных для предотвращения и ликвидации разливов нефти. Кроме того, до 1 июля 2029 года страны с арктическим побережьем могут выдавать разрешения судам под своим флагом на использование мазута в своих водах.
Данный запрет может рассматриваться как технический регламент, поскольку он устанавливает обязательные требования к видам топлива, используемым судами в определённых регионах. В соответствии со статьей 2.2 Соглашения по техническим барьерам в торговле, технические регламенты не должны быть более ограничительными для торговли, чем это необходимо для достижения законных целей, таких как, например, защита окружающей среды.
В данном случае, запрет на некоторые виды топлива направлен на защиту уязвимой арктической экосистемы от потенциально разрушительных последствий разливов. Однако для соответствия нормам ВТО он должен соответствовать следующим критериям: научная обоснованность, пропорциональность и недискриминационный характер меры. Достоверность научных исследований, подтверждающих вред мазута и его возможных разливов для арктической экосистемы, в целом, не вызывает сомнений.
Что касается второго критерия, то ограничение должно быть наименее торгово-ограничивающим способом достижения цели охраны окружающей среды. Например, в случае рассмотрения потенциального спора в ВТО, третейская группа должна оценивать не являются ли альтернативные меры (такие как более строгие требования к двойному корпусу танкеров или улучшенные меры реагирования на разливы) менее обременительными для торговли, чем запрет на использование определенных видов топлива. Также запрет не должен создавать необоснованных преимуществ для судов под определёнными флагами или из определённых стран с учетом возможности выдачи специальных разрешений до 1 июля 2029 года.
Кроме того, важно учитывать положения ГАТТ 1994 года, особенно статьи XX, которая предусматривает исключения из общих правил для мер, необходимых для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, а также для сохранения исчерпаемых природных ресурсов. Запрет на использование указанных видов топлива в Арктике может быть оправдан по статье XX(b) и (g) ГАТТ 1994, при условии, что он не применяется таким образом, который являлся бы средством произвольной или необоснованной дискриминации между странами или скрытым ограничением международной торговли.
Таким образом, запрет на использование и транспортировку указанных видов топлива в арктических водах, введённый ИМО, имеет прямое отношение к обязательствам членов ВТО. При условии, что данный запрет обоснован, пропорционален и не создаёт ненужных препятствий для международной торговли, он соответствует правилам ВТО, включая Соглашение по техническим барьерам в торговле и ГАТТ 1994.
Хорева Полина
[i] https://www.westpandi.com/news-and-resources/news/june-2024/marpol-annex-1-amendments-entering-into-force-july/
6 июн 2025
6 июн 2025
2 июн 2025
22 мая 2025