Пока президент США Д. Трамп раскачивает международную торговую повестку решениями о введении, приостановлении и вновь установлении тарифов, рассмотрим текущие вопросы повестки ВТО. В частности, обратим внимание на обсуждение в ВТО неконкурентного субсидирования в отдельных отраслях и связанную с ним проблему избыточного производства.
Проблема избыточных мощностей достаточно продолжительное время обсуждается как на площадке ВТО, так и на других международных площадках, включая, к примеру, стальные форумы ОЭСР и Г20. На комитете по стали ОЭСР в ноябре 2024 г. председатель заседания отметил, что «глобальные избыточные мощности сильно растут, цены на сталь падают», а экспорт стальной продукции, искаженный несправедливыми практиками, в том числе тех стран, где присутствуют избыточные мощности, «наводняет международные рынки», что приводит к ответным действиям в сфере торговли. [i]
В последнее время все чаще идет речь о почти неизбежном возникновении избыточных мощностей в секторе производства электромобилей. Электромобили из КНР стремительно завоевывают мировой рынок, и эксперты прогнозируют доминирование КНР в этом секторе, схожее с тем, что произошло с солнечными батареями.
Годовой объем производства электромобилей в Китае по скромным оценкам достиг 10 млн единиц.[ii] Эксперты отмечают, что сектор электромобилей в Китае начал активно развиваться в 2015 г. благодаря крупным национальным программам поддержки и региональным субсидиям.
При этом избыточное производство создает существенные проблемы для отрасли и оказывает давление на цены. СМИ в Китае сообщают о «ценовой войне» между производителями электромобилей. В конечном счете фокус китайских производителей смещается на экономию на издержках, а проблему Китай пытается решить за счет наращивания экспорта, что, в свою очередь, является еще одним источником напряженности в отношениях США, ЕС и КНР.
В сентябре прошлого года США ввели импортную пошлину в размере 100%,[iii] а вслед за этим в октября ЕС ввел компенсационные пошлины (17–35.3%) в отношении электромобилей по результатам расследования. При этом одностороннее увеличение ставки пошлины нарушает принцип РНБ, в отличие от компенсационного расследования – надлежащей правовой процедуре с точки зрения правил ВТО. Однако компенсационные расследования крайне трудоемкие процедуры, требуют сбора и анализа большого количества данных, длятся более года.
Так компенсационное расследование требует предъявления доказательств получения субсидии. Статья 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) определяет субсидию как «финансовое содействие правительства или любого публичного органа», которое предоставляет «преимущество» получателю. При этом доказательство «преимущества» должно основываться на демонстрации того, что получатель «финансового содействия» находится в лучших условиях по сравнению с рынком. А что делать, если рынка нет? Если компания оперирует в нерыночных условиях? Но существенные сложности возникают еще на стадии начала расследования. Для того, чтобы национальный производитель подал заявление на начало расследования иностранных субсидий, он должен представить доказательства и документацию о том, какие субсидии были выданы, кем они были выданы, если субсидии были выданы государственной компании, нужно показать государственный контроль над этой компаний, а также необходимо представить информацию о наличии «преимущества» для иностранного производителя. Собрать такую информацию чрезвычайно сложно.
В ВТО некоторые страны уже высказывали обеспокоенность, что ССКМ не может адекватно ответить на политики субсидирования, в частности Китая, поэтому они активно выступают за создание новых правил субсидирования ВТО, включая расширение перечня запрещенных субсидий и обновление интерпретации «публичного органа».
Однако судя по событиям января и февраля 2025 г. члены ВТО не скоро смогут достичь согласованного всеми решения, которое было бы экономически выгодным для всех заинтересованных стран.
[i] https://www.oecd.org/en/about/news/speech-statements/2024/11/96th-session-of-the-steel-committee-sta...
[ii] https://www.bangkokpost.com/business/motoring/2902652/chinas-ev-sector-reaches-10-million-production...
[iii] https://www.bruegel.org/analysis/rippling-out-bidens-tariffs-chinese-electric-vehicles-and-their-imp...
19 дек 2024
10 дек 2024
12 мар 2025
28 фев 2025