Общественный форум ВТО 2022: некоторые препятствия в технологическом развитии экономик мира

2022 / Октябрь 7

Вопросы обладания технологиями остаются в центре всеобщего внимания – и, вероятно, будут оставаться там ещё долгое время. Очередное подтверждение этого тезиса состоялось в рамках обсуждений прошедшего на минувшей неделе Общественного форума ВТО. [i]

«От амбиций – к действиям» – этот лозунг прошедшего форума достаточно ёмко характеризует содержание сессий, в значительной части посвящённых проблеме борьбы с изменениями климата, решению продовольственных вопросов и содействию появлению в развивающихся странах медицинских изделий и лекарственных средств.

Доступ к технологиям, по мнению многих спикеров, – один из основных инструментов решения глобальных проблем. Так, например, ресурсосберегающие инновации были названы мостиком, соединяющим борьбу с изменением климата и повышение продуктивности сельского хозяйства.[ii]

Однако, очевидно, что эффективное распространение технологий – даже необходимых для решения общемировых проблем – существенно затруднено в настоящее время. Это происходит как из-за поведения отдельных корпораций, максимизирующих свою прибыль, так и вследствие того, что доступ к технологиям становится все более конвенциональным «оружием» в геополитических конфликтах.

В связи с этим представитель некоммерческой организации Third World Network отметил, что принудительное лицензирование, используемое, например, для производства дженериковых лекарственных препаратов – хотя и разрешенное в ряде случаев согласно Соглашению ТРИПС ВТО[iii] – часто встречает политическое давление со стороны развитых стран,[iv] что, безусловно, снижает доступность лечения в развивающихся странах.

Схожая ситуация с доступом к технологиям наблюдается и в области борьбы с климатическими изменениями. Подавляющим большинством патентов на способствующие решению климатических проблем товары владеют компании из стран ОЭСР. Как подчеркнул спикер из Исследовательского института социального развития ООН, это и есть ответ на вопрос о том, кто является главным бенефициаром строгой защиты интеллектуальной собственности.[v] Согласно его идее, к трансферу технологий требуется подходить не как к объекту торговли, но с точки зрения международного сотрудничества в работе над общими проблемами.

С этим предложением сильно контрастирует подход США к своей промышленной политике (в частности, к производству полупроводников) с акцентом на обеспечение национальной безопасности: обсуждению этого подхода в числе других приоритетов торговой политики США была посвящена отдельная сессия форума.[vi] Ни для кого не секрет, что торговая политика США последних лет носит особо избирательный характер, и выступления экспертов уровня Дженнифер Хиллман (Jennifer Hillman) и Алана Вольффа (Alan Wolff) только подтвердили это. Действительно, одни из важнейших текущих промышленных проектов США – потенциальные договоренности с ЕС о преференциальной торговле сталью с низким уровнем выбросов углерода, а также CHIPS Act – регулирование, предполагающее доступ к финансированию объемом более 50 млрд долл. США исключительно для тех компаний, которые не связывают своё производство с Китаем, Россией, Ираном и Северной Кореей[vii].

Предлагаемая США и рядом других стран политика обильного субсидирования отдельных высокотехнологичных отраслей промышленности (полупроводники, «эко-товары»), по мнению экспертов, могут привести к искажениям торговли, при котором определяющую роль в конкурентоспособности продукции будут играть объемы государственных бюджетов.[viii]

Несмотря на в целом позитивный эффект от столь масштабной поддержки для развития технологий, этот путь рискует привести к еще большему протекционизму в торговле из-за возможных цепных реакций: вследствие как избирательности поддержки, так и риска нерациональной «конкуренции кошельков».

Как минимум, смягчить всё это, договорившись друг с другом, – необходимо. Как продемонстрировал форум, запрос на договоренности уже есть; да и, по мнению спикеров, инфраструктурно ВТО может обеспечить международное сотрудничество и продвижение переговоров[ix]. Однако задача – сложная. Требуется создать правовую среду, чтобы обеспечить сразу две стороны «технологической безопасности», сбалансировать которые с точки зрения государственной промышленной политики весьма непросто. Нужно договориться об общих правилах конкурентной национальной поддержки («суверенный аспект») и создать правовой фундамент, чтобы те, у кого нет нужных технологий и ресурсов, могли получить к ним беспрепятственный доступ («многосторонний аспект»).

От амбиций – к действиям?

 

Автор: Ильдар Халилюлин



[i] WTO Public Forum 2022. // URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum22_e/public_forum22_e.htm

[ii] Session 61 - How Can Trade Support Pathways to Adaptation and the Transition to a Low-Carbon Future? // URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum22_e/pf22_session_fullpage_e.htm?session=177

[iii] Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

[iv] Session 141 - TRIPS Flexibilities for Sustainable Access: Challenges & Opportunities // URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum22_e/pf22_session_fullpage_e.htm?session=155

[v] Там же.

[vi] Session 75 - U.S. Trade Policy, the WTO and Reframing Trade Priorities // URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum22_e/pf22_session_fullpage_e.htm?session=126

[vii] См. подробнее: Центр экспертизы ВТО. «CHIPS and Science Act» США: технологический суверенитет и международная торговля. 9 августа 2022 //

URL: https://wto.ru/our-blog/chips-and-science-act-ssha-tekhnologicheskiy-suverenitet-i-mezhdunarodnaya-torgovlya/

[viii]Session 75 - U.S. Trade Policy, the WTO and Reframing Trade Priorities // URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum22_e/pf22_session_fullpage_e.htm?session=126

[ix] Session 61 - How Can Trade Support Pathways to Adaptation and the Transition to a Low-Carbon Future? // URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum22_e/pf22_session_fullpage_e.htm?session=177

Загрузка комментариев...