· Меморандум о внешнеторговом режиме России 1994 года, с которого начались переговоры о присоединении, был напечатан на пишущей машинке и включал 42 страницы.
· В выработке переговорной позиции России участвовало почти 30 российских министерств и ведомств, под эгидой РСПП действовал механизм консультаций Правительства и бизнеса по отдельным условиям присоединения.
· В 2002 году Правительство исходило из возможности присоединения к ВТО или в 2003, или самое позднее в начале 2004 года.
· Российская делегация с 2001 по 2011 годы провела более 1200 раундов переговоров с более чем 70 членами ВТО и опоздала только на одну встречу и то из-за задержки самолета.
· Вес протокола о присоединении России к ВТО – 3,5 кг.
· Тарифные обязательства состоят из более 40 тысяч цифр. Как отмечал один из российских вице-премьеров, участвовавший в переговорах: «Ошибся с одной цифрой – и отрасли нет». Однако ошибок не было.
· Подготовка специалиста уникального международного уровня по одному из направлений ВТО занимает 20–25 лет. Таких специалистов немного, все они друг друга знают, их экспертиза считается бесценной.
· В рамках ГАТТ, одного из соглашений ВТО, было принято 59 тысяч документов.
· В Женеве обсуждалась возможность применения различных ставок таможенного тарифа на западной и дальневосточной таможенных границах России с учетом высокой стоимости транспортировки товаров из центральной части России на Дальний Восток.
· Некоторые партнеры по переговорам тайно изменяли тексты согласованных договоренностей, в надежде изменить объём будущих обязательств России в ВТО.
· Если бы Грузия решила бы заблокировать присоединение России к ВТО, эта блокировка могла бы быть преодолена в рамках процедур ВТО, касающихся неприменения соглашений ВТО между участниками организации.
· Из-за проблем с переводом документов о присоединении на официальные языки ВТО Россия добилась понимания того, что в случае несоответствия будет применяться английский текст, на котором велись переговоры.
· Оригинал протокола о завершении восьмилетних переговоров с одним из членов ВТО после его подписания был выброшен в корзину для бумаг, где пролежал всю ночь в ожидании уборщицы, пока его хозяева не хватились пропажи.
· Российская сторона переправила в Женеву и вручила секретариату ВТО документ о присоединении за несколько часов до истечения шестимесячного срока, зарезервированного для проведения внутригосударственных процедур. Дипломат, который обеспечивал доставку документа из аэропорта до штаб-квартиры ВТО, после рассказывал, что эти 6 километров за рулем автомобиля были самыми тяжелыми в его водительской практике.
· Условия доступа к российской энергии были самыми сложными вопросами на переговорах. От России требовали дополнительные обязательства, касающиеся:
- разделения «Газпрома» на добывающую и транспортную компании,
- недискриминационного доступа к газо- и нефтепроводам,
- гарантий свободы транзита по трубопроводам,
- предоставления прав на строительство трубопроводной инфраструктуры на территории РФ,
- отмены экспортных пошлин на энергоресурсы,
- установления мировых цен на газ и электроэнергию на внутреннем рынке.
Все эти требования российской стороной были отклонены, Россия присоединилась к ВТО без этих обязательств.
· За пять лет до присоединения к ВТО в России была начата целевая подготовка специалистов в нескольких ВУЗах Москвы и в Санкт-Петербургском государственном университете. С тех пор ежегодно выпускается порядка 40–50 магистров, специализирующихся на ВТО и торговой политике.
· Всего несколько членов ВТО, среди них - Россия, обладают собственной экспертизой в области разрешения торговых споров. Наши эксперты обеспечивали участие России в 8 спорах в качестве истца, в 11 в качестве ответчика и в 97 в качестве третьей стороны.
· С начала переговоров о присоединении к ВТО и до сегодняшнего дня в ВТО было распространено 2032 документа, в которых упоминалась Россия.
· Россия, как и другие члены ВТО из числа развитых стран, обязаны предоставлять в ВТО более 200 нотификаций об изменениях своего законодательства и правоприменительной практики. Некоторые из этих нотификаций делаются вместе с Комиссией ЕАЭС.
· Объем поддержки сельского хозяйства России в рамках т. н. желтой корзины сократился с 1990 года более чем в 25 раз, но Россия за эти годы превратилась из импортера в крупного нетто-экспортера продовольствия и практически полностью обеспечивает свои потребности в базовых продовольственных товарах.
10 дек 2024
18 ноя 2024
3 дек 2024
14 ноя 2024