Прошло 10 лет с того момента, как Российская Федерация стала полноправным членом ВТО. За этот период система охраны и регулирования прав на интеллектуальную собственность (ИС) претерпела значительные изменения. Безусловно эти изменения вместе с развитием правоприменительной и судебной практики позволили создать комфортные условия и для отечественных, и для иностранных правообладателей, что отражает уверенная положительная динамика регистрации прав на объекты ИС в России.
Подписав Протокол о присоединении, Россия взяла на себя обязательства о соблюдении положений Соглашения ВТО, в том числе Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Обязательства в рамках ТРИПС потребовали определенной степени гармонизации российского законодательства с международными соглашениями в области ИС. В процессе этой гармонизации был внесен ряд изменений в российское законодательство, среди которых можно отметить следующие наиболее важные аспекты.
- Прежде всего, это установление единой пошлины за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов на них, вне зависимости от того, является ли правообладатель резидентом или нерезидентом.
- Также поправки в законодательство были приняты в отношении доменных имен: доменное имя перестало иметь приоритет над товарным знаком, т.е. в регистрации товарного знака не может быть отказано, если он тождественен с доменным именем. В рамках соглашения ТРИПС доменное имя не является объектом прав ИС и, следовательно, не может приниматься во внимание в процессе экспертизы заявки на регистрацию товарного знака. До этого изменения, согласно российскому законодательству, в регистрации товарного знака, тождественного уже зарегистрированному доменному имени, могло быть отказано.
- Предоставление охраны наименованию места происхождения товара (НМПТ) стало возможным вне зависимости от того, зарегистрировано ли наименование в стране происхождения непосредственно как НМПТ, или оно получило официальную охрану в рамках регистрации в качестве товарного знака или любой иной процедуры. Важность этого решения заключается в том, что среди членов ВТО существует разнообразие подходов к охране такого объекта интеллектуальных прав, как НМПТ - это могут быть специальные законы sui generis, законодательство о товарных знаках, о конкуренции и т.д. В России для НМПТ была разработана система защиты sui generis в рамках Части 4 ГК РФ.
- Создание в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам, который согласно определению в законе[i], «является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций».
Одним из наиболее значимых изменений является принятый 3 года назад, 26 июля 2019 г., закон[ii], который ввел новый объект прав ИС – географические указания (ГУ), а также механизм его регистрации и охраны. Согласно определению, географическим указанием является «обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара)»[iii]. Что же отличает ГУ от НМПТ и в чем заключается необходимость его выделения в отдельный объект прав ИС?
Прежде всего, отличие заключается в менее строгих требованиях к регистрации ГУ, что ни в коей мере не умаляет его значимости. ГУ может являться любое обозначение, которое показывает, что товар происходит с территории определенного географического объекта; в то время как для НМПТ это может быть только словесное обозначение, ставшее известным в результате его использования в отношении товара. Качество, репутация и другие характеристики товара с ГУ определяются его географическим происхождением; в свою очередь особые свойства товара с НМПТ исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными и (или) людскими факторами. Для товара с НМПТ все стадии его производства должны осуществляться на территории географического объекта, в то время как для товара с ГУ – хотя бы одна из стадий производства.
Статистика регистрации также свидетельствует о том, что получить охрану в рамках ГУ для товара значительно проще, и многие производители национальных товаров, которые не могли получить охрану своей продукции в рамках НМПТ, теперь могут этим воспользоваться. По данным Роспатента на 22 марта 2022 года в России зарегистрировано 282 ГУ и НМПТ (ГУ – 22, НМПТ – 260), из которых 234 – российские действующие, 43 – иностранные действующие и 5 – недействующие. Основная масса ГУ и НМПТ зарегистрирована для минеральных вод (82), изделий народного художественного промысла (64, из них 6 ГУ), продуктов питания и с/х продукция (66, из них 5 ГУ). Для алкогольной продукции пока зарегистрировано только 16 наименований (из них 6 ГУ)[iv]. Примерами уже ставших знаменитыми на весь мир НМПТ могут быть «дымковская игрушка», «гжель», «башкирский мед», «вологодское масло», «русская водка». Среди зарегистрированных ГУ можно выделить такие традиционные региональные товары как, «вологодский иван-чай», «соль адыгейская», «воронежское мороженое», «троицкий платок».
Безусловно, все изменения в российское законодательство об интеллектуальной собственности внесли свой значимый вклад в его эволюцию. Однако появление нового объекта прав ИС – географические указания – не только позволило региональным производителям традиционных товаров получать защиту своих прав на ИС в рамках регистрации ГУ, но и заложило основу создания и продвижения региональных брендов России как на внутреннем так и на международных рынках.
Автор: Евгения Михеева
[i] Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»
[ii] Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
[iii] Статья 1516, Часть 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации
[iv] Федеральный Институт Промышленной Собственности. «Некоторые вопросы регистрации географических указаний в Российской̆ Федерации»
5 сен 2024
3 июл 2024
18 сен 2024
16 сен 2024