ЕС предлагает заключить плюрилатеральное соглашение по конкурентной нейтральности

2022 / Январь 24

«Конкурентная нейтральность» - термин, произошедший из сферы антимонопольной политики, который в последнее время полноценно вошел в торгово-политический дискурс. ОЭСР определяет конкурентную нейтральность как принцип, согласно которому любые предприятия вне зависимости от формы собственности (государственная или частная) и резидентства (на территории государства или за его пределами), соблюдают одинаковые правила поведения, в то время как контакты предприятий с государством, его участие в собственности предприятий или другие действия на рынке не приводят к созданию неоправданного конкурентного преимущества для отдельных участников рынка[i].

В действительности, ландшафт мировой торговли меняется под воздействием сдвигов в мировой экономике. Как государства, так и крупные транснациональные корпорации, аккумулируют в своих руках все большие ресурсы, что позволяет им получить значительную рыночную власть и воздействовать на рынки и их участников. Эта проблема заметна по обе стороны океана. В частности, в июне 2021 года Российская Федерация на площадке ВТО выступила с предложениями в повестку 12-й Министерской конференции Организации, в которую российская делегация предлагала включить и обсуждение вопроса конкурентной нейтральности. Так, в распространённом документе указывалось:

«Правила ВТО, касающиеся устранения искажений конкуренции в международной торговле, должны быть дополнительно проработаны и усилены с тем, чтобы соответствовать современным реалиям, тенденциям и практикам. Необходимо запустить дискуссии, нацеленные на идентификацию и последующее устранение таких искажений, включая в таких сферах, как промышленные и сельскохозяйственные субсидии, действия предприятий с государственным участием и транснациональных предприятий, барьеры на доступ к технологиям и исключения из многосторонних торговых правил»[ii].

Предложения России касались обсуждения подобной инициативы на площадке ВТО в многостороннем формате. Однако подобный подход, похоже, разделяют не все члены ВТО. В частности, 19 января 2022 года в рамках своего выступления на мероприятии Института международной экономики Питерсона (Peterson Institute for International Economics) по вопросам многостороннего регулирования субсидий[iii] представитель Генерального директората Европейской комиссии по торговле, Игнасио Гарсиа Берсеро, высказался в том ключе, что ЕС видит приоритетным обсуждение соглашения по конкурентной нейтральности в плюрилатеральном формате. В отличие от многостороннего (мультилатерального) подхода, плюрилатеральный подход предполагает переговоры с ограниченным кругом участников и приводит к формированию международных правил без привлечения стран, не приглашенных и не участвующих в таких переговорах.

И. Г. Берсеро указал, что в ближайшее время ЕС ожидает глобального увеличения уровня субсидирования, связанного как с восстановлением мировых экономик после пандемии, так и с переходом к «зеленой экономике» и новому технологическому укладу. Отсутствие договоренностей о том, в каких рамках должны действовать государства в этих условиях, лишь приведет к росту напряжения в международной торговле. При этом представитель Еврокомиссии указал, что «силовой» вариант решения вопроса продемонстрировал свою неэффективность: так, односторонние действия США в отношениях с Китаем и введенные при прежней американской администрации торговые ограничения не привели к коренному изменению подходов Китая к регулированию экономики. Таким образом, по мнению ЕС, согласование новых правил является безальтернативным способом разрешения сложившейся ситуации.

Подготовительная работа по разработке возможных изменений в правила ВТО велась ЕС совместно с Японией и США и привела к формированию совместного трехстороннего заявления по вопросам промышленных субсидий, выпущенного в январе 2020 года[iv].

Однако теперь ясно, что предложенный в 2020 году подход был слишком узким для решения глобальной проблемы. По мнению представителя ЕС, согласование норм о конкурентной нейтральности позволит включить в охват переговоров большее количество вопросов по сравнению с теми, которые были указаны в трехстороннем заявлении.

И. Г. Берсеро полагает, что соглашение по конкурентной нейтральности возможно только в том случае, если в нем будет участвовать Китай; кроме того, желательно участие и других быстроразвивающихся экономик. По его мнению, переговоры с Китаем на эту тему не будут начинаться «с нуля», поскольку уже существуют отдельные нормы, согласованные в рамках сделок Китая с США (Phase One) и ЕС (инвестиционное соглашение). В любом случае, по мнению представителя Еврокомиссии, основополагающим элементом для успеха переговоров должна быть политическая воля китайского руководства и взаимное доверие сторон.


Автор: М.С. Шмелев


[i] OECD. Discussion on Competitive Neutrality. Note by the Secretariat (2015), URL: https://one.oecd.org/document/DAF/COMP(2015)13/FINAL/en/pdf

[ii] Документ ВТО JOB/GC/261, URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/Jobs/GC/261.pdf&Open=True

[iii] PIIE. Subsidies are on the rise. Are they a necessary evil? URL: https://youtu.be/4cfQfEY66jk

[iv] Joint Statement of the Trilateral Meeting of the Trade Ministers of Japan, the United States and the European Union, URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2020/january/tradoc_158567.pdf

Загрузка комментариев...