Двадцать пятого сентября с.г. ЕС обратился к Китаю с запросом о проведении консультаций в связи с инициированием компенсационного расследования в отношении молочной продукции из ЕС[i]. Предметом потенциального спора стал сам факт начала расследования, что редкость в спорах в контексте мер торговой защиты. Стратегически это правильно – если есть основания полагать, что уже на этапе инициирования расследования допущены нарушения, надеяться на благоприятные результаты процедуры не нужно, поскольку вероятность, что они порадуют иностранных производителей и экспортеров, минимальна. В запросе ЕС настораживают обвинения в адрес Китая в том, что начало расследования представляет собой акт «возмездия»: «Инициирование [процедуры] последовало сразу после того, как ЕС обнародовал окончательные выводы в расследовании в отношении электромобилей на аккумуляторных батареях». ЕС добавляет, что незаконные действия Китая «угрожают разрушить нормальные торговые потоки молочной продукции из ЕС в Китай», а происходящее знаменует «возникновение тенденции злоупотребления мерами торговой защиты» (тезис про тенденцию, мягко говоря, удивляет, ведь на протяжении последних 35 лет сам ЕС и пары месяцев не проводит, чтобы не напакостить иностранным производителям в виде нового расследования либо решения о введении мер торговой защиты). 29.11.2024 г., ЕС подал еще один запрос на консультации. В этот раз предметом потенциального спора являются установленные Китаем предварительные антидемпинговые пошлины на бренди из ЕС[ii]. И вновь, ЕС обвиняет Поднебесную в злом умысле, якобы «Китай ввел эти меры сразу после того, как государства-члены ЕС проголосовали за окончательные меры в контексте компенсационного расследования ЕС в отношении электромобилей на аккумуляторных батареях». После ЕС делает «copy-paste» обвинений из сентябрьского запроса. Чего же добивается считавшееся долгое время «образцом» региональной интеграции сообщество? Осознавая незаконность собственных компенсационных пошлин в отношении электромобилей из Китая, ЕС, скорее всего, пытается создать условия для громкой PR кампании, может даже потребует открытых слушаний с целью разыграть спектакль в попытке сместить фокус с вопросов толкования и применения права ВТО на полюбившуюся в последние годы обличительную риторику, т.е. «заболтать и запутать следствие». Потому что формальный язык права страшен – он на стороне справедливости.
Любопытно, какой будет реакция третейской группы, если любой из инициированных ЕС споров дойдет до стадии разбирательства. С правовой точки зрения существует только один правильный ответ: «The EU’s allegations are irrelevant for the resolution of this dispute and should be completely rejected by the Panel».
Анаит Смбатян
[i] https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/628-1.pdf&Open=True
[ii] https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds631_e.htm
19 дек 2024
10 дек 2024
21 янв 2025
25 дек 2024