Недавно известный в кругах ВТО европейский юрист отметил, что ЕС в рамках своего пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ) стремится избежать мошенничества. Этот комментарий породил вопрос: если предположить, что это так, то какими мерами регулирования и в каком объеме ЕС намерен устранить риск мошенничества?
В Регламенте (ЕС) 2023/956 (далее – Регламент по ПКУМ) ЕС предусмотрел множество обязательных требований, в том числе:
1. Регистрацию импортера в качестве экономического оператора в стране-члене ЕС и наличие идентификационного номера как условий для импортирования товаров, охваченных ПКУМ, в переходный период действия этого механизма. Эти и ряд других условий необходимо выполнить для получения статуса уполномоченного декларанта для ввоза таких товаров в ЕС в основной период действия ПКУМ, который начнется 1 января 2026 года.
2. Предоставление ряда документов для получения статуса уполномоченного декларанта ПКУМ. Одним из ключевых требований является отсутствие в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления на получение этого статуса, серьезных или неоднократных нарушений таможенного и налогового законодательства, правил о конкуренции, Регламента по ПКУМ, а также связанных с ним делегированных или имплементационных актов. Дополнительно требуется подтверждение отсутствия серьезных уголовных преступлений, связанных с экономической деятельностью заявителя.
3. Предоставление гарантии в случае, если недавно зарегистрированный заявитель[i] желает получить статус уполномоченного декларанта ПКУМ. При отсутствии такой гарантии на счете импортера в Реестре ПКУМ уполномоченный орган не будет активировать статус уполномоченного декларанта и не откроет доступ к счету в Реестре.[ii]
К гарантиям предъявляются строгие требования. Размер гарантии будет определять уполномоченный орган страны-члена ЕС на основе совокупной стоимости сертификатов ПКУМ, подлежащих сдаче в отношении импорта товаров, который импортер планирует осуществить в течение двух лет. Банковская гарантия должна быть предоставлена финансовым учреждением, действующим в ЕС, и выплачиваться по первому требованию. Допускается иная форма гарантии, однако она должна быть эквивалентна банковской, а уполномоченный орган страны-члена ЕС обязан уведомить Еврокомиссию о её принятии.[iii]
4. Строгий мониторинг обеспечения гарантии и возможность предъявления требования об увеличении её размера. Согласно проекту имплементационного регламента,[iv] мониторинг будет осуществляться уполномоченным органом страны-члена ЕС. Этот орган вправе запросить корректировку размера гарантии, а в случае отказа декларанта выполнить запрос уполномоченный орган может инициировать процедуру отзыва статуса уполномоченного декларанта ПКУМ.
5. Детализированные обязательные требования к мониторингу и расчёту встроенных выбросов как для охваченных товаров, указанных в Приложении 1 к Регламенту по ПКУМ, так и для ряда релевантных прекурсоров, перечисленных в Имплементационном Регламенте (ЕС) 2023/1773.
6. Детализированную отчетность о прямых и косвенных встроенных выбросах, правильность которой должна быть обязательно подтверждена уполномоченным верификатором, в том числе с обязательным выездом на производственное предприятие в стране происхождения товара (в основной период действия ПКУМ).
7. Строгую проверку данных о прямых и косвенных встроенных выбросах и уплаченной углеродной цене в стране происхождения товара. Эти данные должны быть предоставлены в ежеквартальных отчетах ПКУМ (в переходный период) и ежегодных декларациях ПКУМ (в основной период). Информация об уплаченной углеродной цене должна быть сертифицирована независимым лицом.[v] Проверка предоставленных данных будет осуществляться Еврокомиссией и уполномоченным органом страны-члена ЕС.
8. Обеспечение наличия на счете в Реестре ПКУМ достаточного количества сертификатов ПКУМ, которое как минимум на 80% покрывает встроенные выбросы в товарах, импортированных уполномоченным декларантом ПКУМ с начала календарного года (в основной период действия ПКУМ).
9. Ежегодную сдачу сертификатов ПКУМ в установленный срок. Контроль будет осуществляться Еврокомиссией и уполномоченным органом страны-члена ЕС.
10. Уплату штрафов за нарушение Регламента по ПКУМ, а также связанных с ним имплементационных и делегированных актов. Помимо денежного штрафа предусматривается возможность отзыва статуса уполномоченного декларанта ПКУМ и, соответственно, утрата им права на импорт охваченных ПКУМ товаров в ЕС.
11. Постоянный мониторинг ситуации на уровне ЕС в отношении возможного обхода Регламента по ПКУМ и проведение расследований по обращениям неограниченного круга заинтересованных лиц. Функции по мониторингу и проведению расследований возложены на Еврокомиссию. Кроме того, по итогам таких расследований Еврокомиссия может принять решение о расширении товарного охвата ПКУМ.
Многие из перечисленных требований предъявляются ЕС к импортёрам, но на самом деле они касаются не только их, но и иностранных производителей и экспортёров, поставляющих охваченные ПКУМ товары в ЕС. Необходимость выполнения установленных ЕС требований вынуждает их нести значительные дополнительные издержки.
По мнению автора, количество и содержание указанных требований и их негативное влияние на производителей, экспортёров, импортёров и условия конкуренции на европейском рынке свидетельствуют о явно чрезмерном регулировании со стороны ЕС. Даже если ЕС и противодействует риску мошенничества в рамках своего ПКУМ, как указал европейский юрист, то это происходит в нарушение принципов пропорциональности и минимального вмешательства. Похоже, что разветвленная сеть торговых барьеров, созданная ЕС в рамках ПКУМ, может рассматриваться как злоупотребление властью.
Согласны ли вы с этой оценкой? Поделитесь с нами своим мнением!
Наталья Шпильковская
[i] К таким заявителям относятся те, которые не были зарегистрированы в качестве экономического оператора в течение двух финансовых лет, предшествующих году подачи заявления на получение статуса уполномоченного декларанта ПКУМ (Статья 17(5) Регламента по ПКУМ).
[ii] Статья 14(2) проекта имплементационного регламента, устанавливающего правила применения Регламента (ЕС) 2023/956 в отношении условий и процедур, связанных со статусом уполномоченного декларанта ПКУМ.
[iii] Там же, статья 16.
[iv] Там же, статья 17.
[v] Это лицо должно быть независимо от уполномоченного декларанта ПКУМ и властей страны происхождения товара (Статья 9(2) Регламента по ПКУМ).
19 дек 2024
10 дек 2024
21 янв 2025
25 дек 2024