В сентябре текущего года Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) выпустила обзор, посвященный развитию морского транспорта[1]. В нем она затронула ряд важных вопросов, в том числе электронные альтернативы морским транспортным документам, такие как оборотный коносамент. Этот ключевой документ используется для перевозки грузов морским транспортом, в частности контейнеровозами (линейные перевозки), а также для международной продажи товаров и грузов в контейнерах на условиях CIF (стоимость, страхование, фрахт) и FOB (бесплатно на борту)[2]. В отличие от других транспортных документов (например, железнодорожной накладной), морской оборотный коносамент общепризнан в качестве товарораспорядительного документа, который предоставляет любому законному владельцу документа исключительное право требовать от перевозчика доставки товара в обмен на оригинал документа. Как таковой, он обеспечивает коммерсантов и банки независимым документарным обеспечением и может продаваться по цепочке контрактов, что позволяет осуществлять продажу товаров в пути.
Согласно данным Ассоциации цифровых контейнерных перевозок (CSA) за 2021 год, только 1,2% из 45 миллионов оборотных коносаментов, выданных морскими перевозчиками, были электронными[3]. Для этого есть ряд причин. Электронные системы могут быть подвержены сбоям и кибератакам, существует возможность несанкционированного доступа к данным, фальсификации документов и использование полученных сведений для получения конкурентных преимуществ, что может привести, в том числе, к потере товара или финансовому ущербу. Не все страны и юрисдикции полностью признают электронные оборотные коносаменты, поэтому их использование значительно осложнит процедуры таможенного оформления, регистрацию и заполнение документации. Переход от традиционных бумажных коносаментов к электронным потребует значительных изменений в инфраструктуре компаний, а также обновления систем и обучения персонала.
Однако по оценкам McKinsey, полный переход на электронные коносаменты потенциально мог бы сэкономить до 6,5 миллиарда долларов прямых затрат и обеспечить ежегодный рост мировой торговли на сумму от 30 до 40 миллиардов долларов[4]. Поэтому отдельные участники морских грузоперевозок постепенно меняют привычную практику ведения бизнеса. Например, CSA выпустила заявление о том, что ее члены, среди которых передовые логистические и транспортные компании, обязуются перейти на исключительное использование электронных коносаментов к 2030 году[5].
Такой переход имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести снижение временных затрат на обработку и передачу документов, повышение безопасности данных и прозрачности (возможность отслеживать местонахождение груза в режиме реального времени), а также удобство использования. Он также может повысить экологическую устойчивость и поспособствовать сокращению выбросов парниковых газов, в первую очередь за счет отказа от использования бумаги и предотвращения задержек в портах, связанных с поздним прибытием документов.
Полина Хорева
[1] https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2023_en.pdf
[2]https://www.sapdc.org/wp-content/uploads/simple-file-list/Export-Forms/Incoterms%C2%AE-2020-Chart-of-Responsibilities.pdf
[3] https://dcsa.org/wp-content/uploads/2022/05/dcsa_ebook_disruption.pdf
[4]https://www.mckinsey.com/industries/travel-logistics-and-infrastructure/our-insights/the-multi-billion-dollar-paper-jam-unlocking-trade-by-digitalizing-documentation
[5] https://dcsa.org/100-percent-ebl/
19 дек 2024
10 дек 2024
25 дек 2024
18 дек 2024