Потенциальные партнеры РФ в борьбе с «зеленым» протекционизмом

2023 / Октябрь 17

Не секрет, что глобальное климатическое регулирование может как способствовать достижению благих экологических целей – снижению выбросов парниковых газов, борьбе с изменением климата и загрязнением среды, – так и стать причиной серьезных искажений мировой торговли, препятствуя действию принципов свободной конкуренции. Апогеем же скрытого, но явного экономического подтекста у стимулирующих мер климатического характера является введение Евросоюзом Пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ), что негативно скажется и на высокоуглеродном экспорте РФ. Из числа каких стран России стоит искать союзников в борьбе с «зеленым» протекционизмом?

Прежде всего это государства – экспортеры высокоуглеродной продукции, которые на фоне очевидных торговых искажений, вызываемых ПКУМ ЕС, открыто высказывают свою озабоченность. Например, такие страны как Египет, Мозамбик, Турция могут потерять от 1 до 5 миллиардов долларов США , что составляет существенную часть их ВВП[i]. Кроме того, противниками засилья экологического регулирования становятся и развивающиеся страны, проигрывающие в гонке «зеленых» субсидий из-за недостатка бюджетного финансирования. В 2009–2021 гг. почти половина нотифицированных в ВТО государственных вмешательств в экономику под предлогом климата представляли собой субсидии, а большинство таких программ субсидирования реализуются крупнейшими торговыми экономиками, которые имеют потенциал влиять на глобальные рынки[ii].

С предложениями по борьбе с климатическим протекционизмом активно выступает[iii] Китай, который предлагает сфокусироваться на более подробном изучении и детальном обсуждении «зеленых» государственных мер поддержки (в число которых входит и ПКУМ ЕС, являющийся по сути механизмом поддержки европейских производителей) на базе ВТО. При этом анализ, по мнению Китая, должен включать изучение: 1) международно-правовой основы соответствующих мер; 2) средств реализации этих мер, включая основные этапы и процедуры, применимые стандарты и требования к предоставлению информации; 3) связей между соответствующими мерами и намеченными экологическими целями; 4) потенциального воздействия изучаемых мер на международную торговлю; 5) соответствия мер правилам ВТО; 6) альтернативных подходов к регулированию.

Индия, нарастившая объем взаимной торговли с Россией почти в 4 раза в 2022 году, в основном за счет импорта российской нефти, подлежащей реэкспорту в ЕС, также обеспокоена механизмом углеродного налогообложения. Обеспокоенность выражается в более сдержанной инициативе[iv] общего характера, предлагающей создать информационную панель по особым торговым опасениям (STC) для членов ВТО, с целью отслеживать эволюцию мер государственной поддержки, вызывающих сомнения, на предмет соответствия правилам ВТО.

В стороне не остались и африканские страны. Африканский климатический фонд и Институт Африки Фироза Лалджи при Лондонской школе экономики и политических наук (LSE) выпустили первый доклад о последствиях ПКУМ ЕС для африканских стран[v]. Урон, который ПКУМ ЕС потенциально нанесет африканскому континенту, оценивается авторами в 25 млрд долларов. В ходе Общественного форума ВТО 2023[vi] Стивен Каринги, директор Экономической комиссии ООН для Африки, среди опасений в контексте глобального экологического нормотворчества отметил недостаточный уровень инвестиций со стороны развитых стран в достижение африканским континентом углеродной нейтральности, невозможность налаживания трансфера «зеленых» технологий, а также несправедливость установившихся цен на рынке углеродных единиц (на сегодняшний день цена углеродной единицы в Африке составляет 10 долларов, что в 10 раз ниже стоимости углеродной единицы в ЕС).

Все больше голосов звучит в поддержку транспарентной и честной торговли, искажаемой отдельными мерами климатического регулирования. Что еще показательнее, вопросы к справедливости торговли возникают и у членов ЕС. В частности, Польша выразила свои опасения относительно возможности применения ПКУМ без согласия всех стран-членов Союза, которое получено не было. Такие тенденции означают открытие «окна возможностей» для борьбы с «зеленым» протекционизмом, которым Россия может и должна воспользоваться.



Анастасия Коломина



[i]How an EU Carbon Border Tax Could Jolt World Trade. BCG. June, 2020.

[ii]Доклад ОЭСР «Global Trade Alert». URL: https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/igo_22apr22_e.pdf

[iii]Предложения КНР по усилению совещательной функции ВТО для ответа на глобальные торгово-политические вызовы. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/GC/W864.pdf&Open=True

[iv]Инициатива Индии «Реформа ВТО: последовательные изменения для улучшения функционирования различных органов ВТО». URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=294181,294209,294160,294152,294091,294090,294020,293961,293918,293934&CurrentCatalogueIdIndex=6&FullTextHash=&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=True&HasSpanishRecord=True

[v]Доклад о последствиях ПКУМ ЕС для африканских стран. URL:: https://africanclimatefoundation.org/news_and_analysis/implications-for-african-countries-of-a-carbon-border-adjustment-mechanism-in-africa/

[vi]Общественный форум ВТО 2023. URL: https://www.wto.org/english/forums_e/public_forum23_e/public_forum23_e.htm


Загрузка комментариев...