Чего ожидать от MK-12 по вопросу реформы ВТО?

2022 / Май 27

До 12-й министерской конференции Всемирной торговой организации (МК-12) остается совсем мало времени [1].

Идет активная подготовка к предстоящей Конференции. 25 мая 2022 г. на полях Всемирного Экономического Форума в Давосе (Швейцарии) состоялась неформальная встреча министров торговли ВТО [2], в ходе которой представители из более чем двух десятков стран обсуждали пять важнейших переговорных направлений ВТО – ответ ВТО на пандемию Ковид-19, продовольственный кризис, рыболовные субсидии, сельскохозяйственная повестка и реформа ВТО. Эта встреча в очередной раз «подсветила» наличие существенных разногласий между членами ВТО по всем перечисленным вопросам.

Кроме того, 24 мая 2022 г. в ходе неформального заседания Генерального совета ВТО Председатель посол Дидье Шамбовей представил отчет о своих встречах с членами ВТО по вопросам реформы организации и согласования соответствующего итогового документа МК-12. С его слов в рамках работы по реформе ВТО можно выделить всего три элемента, по которым члены достигли согласия. Это: (i) признание необходимости проведения реформы; (ii) важность обеспечения открытости, прозрачности и инклюзивности такого процесса; и (iii) необходимость учета интересов всех членов организации при проведении реформы ВТО. Однако, всё это – вопросы общего характера. Что касается самих параметров проведения реформы организации, здесь между членами по-прежнему сохраняются фундаментальные разногласия.

Председатель Генерального совета ВТО указал на следующие расхождения во взглядах и интересах членов организации.

1.           Формат документа: многие предпочитают короткий и общий мандат на реформу ВТО, в то время как отдельные члены ВТО настаивают на включении в текст самих параметров реформы;

2.           Цели реформы ВТО: подавляющее большинство развивающихся и наименее развитых стран (НРС) требуют, чтобы реформа ВТО основывалась на целях, изложенных в Марракешском соглашении об учреждении ВТО [3]. В первую очередь, это включает необходимость обеспечения развивающимся странам и НРС гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с потребностями их экономического развития, путем достижения взаимных и обоюдно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях.

По словам посла Шамбовея этот пункт является одним из «камней преткновения» между развитыми и развивающимися членами организации. Если не удастся согласовать базовые подходы к проведению реформы ВТО, то такие важнейшие вопросы, как кризис Органа по разрешению споров ВТО, также останутся без решения.

3.           Вопросы развития: развивающиеся страны стремятся сохранить за собой достаточную свободу действий [policy space needs] в разработке и имплементации мер торговой политики. По их мнению, разрабатываемые подходы к проведению реформы ВТО также не должны менять права и обязательства членов ВТО, зафиксированные в существующих соглашениях ВТО [shall not alter, or in any manner affect, Members’ rights and obligations under the WTO Agreements and agreed mandates].

4.           Переговорная функция: отдельные члены ВТО утверждают, что «оживить» переговорную функцию ВТО и укрепить нормотворческую деятельность организации можно только путем разработки новых подходов к принятию решений на площадке ВТО [имеется ввиду, например, принцип консенсуса]. В то же время, развивающиеся страны выступают категорически против изменения базовых принципов, заложенных в Марракешском Соглашении, включая принцип принятия решений консенсусом (Статья IX). Это также касается и других соответствующих статей Марракешского Соглашения, например, п. 3 Статьи II (о плюрилатеральных соглашениях) и п. 2 Статьи III (о применении результатов переговоров по решению Конференции министров) [4].

Это только несколько вопросов, по которым членам ВТО придется найти компромиссные решения в течении нескольких последующих дней.

Будем следить за развитием ситуации в Женеве.

 

Автор: Мочалова А.И.

________________________

 [1] МК-12 состоится 12 – 15 июня 2022 г. в Женеве (Швейцария).

[2] На полях Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе традиционно проводятся Неформальные встречи Министров ВТО. Организатором и хозяйкой мероприятия выступает Швейцария. К участию приглашаются порядка 20-25 ключевых членов Организации на уровне министров. Встречи обычно посвящаются наиболее актуальным вопросам переговорной повестки ВТО. Россия всегда была постоянным участником этих встреч. Данная встреча (25 мая 2022 г.) – первый раз, когда Россия не приглашена на мероприятие, с момента своего присоединения к ВТО.

[3] Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization, https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm

[4] П. 3 Статьи II:

«Соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в Приложение 4 (в дальнейшем именуемые "Торговые соглашения с ограниченным кругом участников"), также составляют часть настоящего Соглашения для тех членов, которые их приняли, и являются обязательными для этих членов. Торговые соглашения с ограниченным кругом участников не создают обязательств или прав для членов, которые их не приняли.»

    П. 2 Статьи III:

«ВТО является форумом для переговоров между ее членами по вопросам их многосторонних торговых отношений, относящимся к соглашениям, которые содержатся в Приложениях к настоящему Соглашению. По решению Конференции министров ВТО может также являться одним из форумов для дальнейших переговоров между ее членами, касающихся их многосторонних торговых отношений, а также обеспечивать рамки для применения результатов подобных переговоров.»

 

Загрузка комментариев...