Комитет Европарламента поддержал введение амбициозного углеродного механизма

2022 / Май 30

Амбициозный подход к разработке и внедрению пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ) был одобрен Комитетом по окружающей среде, общественному здравоохранению и продовольственной безопасности Европарламента 17 мая 2022 года. За принятие доклада Комитета с поправками к проекту регламента по ПКУМ проголосовали 49 парламентариев, против выступили 33, а 5 воздержались. Рассматриваемый углеродный механизм ЕС известен также как CBAM, ТУР, углеродный сбор или налог.

После голосования в Комитете докладчик Мохаммед Шахим заявил, что принятый доклад является «большим шагом в правильном направлении, поскольку он улучшает предложение Европейской комиссии о создании амбициозного и ориентированного на будущее ПКУМ».[i] По мнению докладчика, ПКУМ «является одним из немногих механизмов, на которые ЕС может положиться, чтобы стимулировать торговых партнеров к декарбонизации своей обрабатывающей промышленности во всем мире».[ii] Шахим также подчеркнул, что ПКУМ «станет важнейшей опорой для европейской климатической политики, которая также предотвратит искажающую недобросовестную конкуренцию между отраслями ЕС и стран, не входящих в ЕС».[iii]

Таким образом, из проекта регламента по ПКУМ и комментариев докладчика следует, что ПКУМ предназначен для: (i) предотвращения риска так называемой «утечки углерода»; (ii) «стимулирования» третьих стран к принятию подхода, стандартов и целей ЕС в климатической повестке; и (iii) предотвращения конкурении («искажающей» и «недобросовестной») между товарами, происходящими из ЕС и третьих стран.

Большинство членов Комитета считают, что более сильный и амбициозный ПКУМ должен предусматривать, в частности:

1. Более широкий охват по товарам и выбросам парниковых газов

Комитет согласился расширить товарный охват ПКУМ, предложенный Европейской комиссией (цемент, электричество, удобрения, железо и сталь, алюминий), включив также органические химические вещества, водород, аммиак (безводный и в водном растворе) и полимеры (пластмассы и изделия из них). Перечень товаров, включая коды комбинированной номенклатуры, и парниковых газов содержится в Приложении I к проекту регламента по ПКУМ, а также в предлагаемых Комитетом поправках.

В дополнение к прямым выбросам, охваченным в проекте регламента по ПКУМ, Комитет проголосовал за включение косвенных выбросов, т.е. выбросов, которые связаны с электроэнергией, используемой для производства товаров, подпадающих под ПКУМ.

2. Более короткий переходный период и полное внедрение ПКУМ к 2030 г.

Комитет призвал к применению ПКУМ с 1 января 2023 г. с переходным периодом до конца 2024 г. (в этот период покупка сертификата ПКУМ не потребуется), что на 1 год меньше, чем было предложено Европейской комиссией. Также, Комитет проголосовал за полное внедрение ПКУМ к 2030 г., что на 5 лет раньше, чем было предложено Европейской комиссией.

Если эти предложения Комитета будут согласованы с Советом ЕС и Европейской комиссией, то начиная с 1 января 2025 г. для ввоза в ЕС товаров, подпадающих под действие ПКУМ, потребуется иметь сертификаты ПКУМ, а с 2030 г. ПКУМ заработает в полную силу. Таким образом, в этом сценарии сокращены сроки для адаптации к новым требованиям ЕС и экспортеры быстрее столкнутся с дополнительной административной и финансовой нагрузкой, связанной с выполнением требований регламента ЕС по ПКУМ.

3. Более короткий переходный период для отказа от бесплатных квот в Европейской системе торговли квотами на выбросы парниковых газов

По мере постепенного внедрения ПКУМ количество бесплатных квот в Европейской системе торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) будет постепенно уменьшаться, чтобы обеспечить согласованность между этими инструментами и избежать двойной защиты. Комитет Европарламента проголосовал за то, чтобы полностью упразднить бесплатные квоты в EU ETS к 2030 году.

4. Один централизованный орган, ответственный за администрирование ПКУМ

Комитет считает, что должен быть один централизованный орган ЕС по ПКУМ вместо 27 национальных компетентных органов, как было предложено в проекте Европейской комиссии. По мнению Комитета, централизованный орган будет более эффективным, прозрачным и экономически выгодным. Было также отмечено, что администрирование ПКУМ через централизованный орган предотвратит риск поиска импортером наиболее «удобного» органа, от которого можно ожидать наиболее благоприятные решения.

5. Направление доходов от ПКУМ в бюджет ЕС и поддержка наименее развитых стран

Комитет согласился с тем, что доходы от продаж сертификатов ПКУМ должны поступать в бюджет ЕС в качестве «новых собственных ресурсов». Члены Комитета проголосовали за оказание финансовой поддержки усилиям наименее развитых стран по снижению выбросов углерода в их обрабатывающей промышленности. При этом Комитет уточнил, что такая поддержка должна быть по крайней мере эквивалентна по финансовой стоимости доходам, полученным от продажи сертификатов ПКУМ.

В заключение отметим, что доклад по ПКУМ, одобренный Комитетом, будет рассматриваться на пленарном заседании Европарламента 6-9 июня 2022 года. На этом заседании планируется также провести голосование по этому докладу и предложенным поправкам в проект регламента по ПКУМ, опубликованный Европейской комиссией 14 июля 2021 года.

Читайте также другие статьи автора: о риске утечки углерда; об охвате и содержании ПКУМ ЕС; обсуждаемых поправках в проект регламента по ПКУМ; планах ЕС воспользоваться статьей XX ГАТТ 1994 для оправдания возможного несоответствия ПКУМ нормам ВТО, а также о попытке усилить обоснование ПКУМ за счет помощи ряду развивающихся стран.


Автор: Наталья Шпильковская

 


[i] European Parliament, Press Release, “CBAM: MEPs push for higher ambition in new carbon leakage instrument”, 17 May 2022.

[ii] EURACTIVE, Press Release, “S&Ds: we won the first battle on CBAM and ETS to ensure the EU meets Fit for 55 climate goals”, 18 May 2022.

[iii] Ibid.

Загрузка комментариев...