Заявления России на Совете по торговле товарами 3-4 апреля 2023 г.

2023 / Апрель 12

США – ИСКАЖАЮЩИЕ ТОРГОВЛЮ И ДИСКРИМИНИРУЮЩИЕ СУБСИДИИ - МЕРЫ ЗАКОНА О СНИЖЕНИИ ИНФЛЯЦИИ 2022 ГОДА - ЗАПРОС ОТ КИТАЯ

В августе 2022 года в США был принят так называемый Закон о снижении инфляции (ЗСИ). По оценкам Конгресса США, ЗСИ подразумевает поддержку внутренней экономики в объёме более 369 миллиардов долларов США в течение следующих десяти лет.

ЗСИ содержит различные программы налоговых стимулов для отечественных производителей, потребителей и поставщиков энергии. В частности, в соответствии с этим законом, налоговый кредит в размере 7500 долларов США на электромобиль предоставляется при соблюдении следующих условий:

-        электромобиль должен быть собран в Северной Америке;

-        компоненты для аккумулятора транспортного средства должны быть произведены в США, Канаде или Мексике; и

-        так называемое «критическое» сырье, используемое для производства батареи транспортного средства, должно происходить из Северной Америки с территории партнеров США по ЗСТ.

Кроме того, ЗСИ предоставляет дополнительную поддержку использованию возобновляемых источников энергии с применением железа и стали производства США.

Очевидно, что эти меры дискриминируют широкий спектр продукции, происходящей из стран-членов ВТО, не подпадающих под описанные условия, и подрывают глобальную торговлю товарами по всей цепочке поставок. Цель закона – исключить продукцию определенных членов ВТО из участия в цепочках поставок, спровоцировать фрагментацию международной торговли, а также дестабилизировать торговые и инвестиционные потоки.

Еще хуже то, что в целях принятия управленческих решений о том, с кем торговать, администрация США намерена заключить с рядом членов ВТО двусторонние соглашения в форме специальных сырьевых пактов, которые предоставят таким членам статус партнера по ЗСТ и сделают возможным получение налоговых кредитов США в отношении продукции из этих стран.

ЗСИ – еще одна инициатива США, явно нарушающая правила ВТО, в частности, режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, положения Соглашения по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, и Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. Члены ВТО, предпринимающие подобные шаги, просто пренебрегают фундаментальными принципами ВТО, несмотря на слова в пользу сохранения многосторонней системы.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ – ПКУМ – ЗАПРОС ОТ КИТАЯ, ИНДОНЕЗИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Европейский союз неоднократно заявлял, что ПКУМ нацелен на сокращение так называемых углеродных утечек. Ни одна международная организация, ни ВТО, ни организации под эгидой ООН не подтвердили связь между утечками и глобально определенными климатическими целями. По сути, вся концепция предотвращения так называемой утечки углерода – это намерение локализовать мощности на территории ЕС, особенно те, которые являлись европейскими, но были перемещены за пределы Союза. Таким образом, законодательный акт ЕС преследует лишь экономические цели, а не способствует декларируемой борьбе с изменением климата.

Вызывает сомнение круг товаров, на который распространяется данное регулирование. Например, включение в регламент водорода несомненно направлено на обеспечение иностранных инвестиций компаний ЕС в возобновляемые виды водорода, снижая конкурентоспособность других источников энергии, в частности, получаемых из природного газа, метана и так далее. Наряду с этим, мы видим, что в регламент включены железные руды, которые являются первичным сырьем для производства стальной продукции. Очевидно, что это сделано для того, чтобы защитить внутреннее производство переработанной стальной продукции. Таким образом, положения ПКУМ направлены на дискриминацию не только в отношении товаров, но и в отношении методов производства.

Предполагается, что ПКУМ является зеркальным отражением Европейской система торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ ЕС) для импортеров охватываемой продукции. Однако СТВ ЕС подразумевает меры финансового содействия. Руководство ЕС по государственной помощи предусматривает компенсацию за сокращение косвенных выбросов парниковых газов. Другими словами, национальные власти оказывают финансовую поддержку компаниям, если они потребляют альтернативные энергоресурсы, произведенные на территории ЕС. Учитывая это, возникает справедливый вопрос: «Планирует ли ЕС компенсировать затраты, связанные со снижением углеродного следа импортной продукции, как в случае с отечественными производителями?»

Наконец, нет понимания того, как обеспечить бесперебойную реализацию этого механизма после его вступления в силу. Не секрет, что в настоящее время не существует согласованных на глобальном уровне стандартов по измерению, отчетности и проверке (MRV), расчету выбросов парниковых газов и углеродного следа и т.д. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых здесь, в ВТО. В декабре прошлого года Секретариат подготовил исследование, а в марте этого года провел по этой тематике форум, на котором все участники признали отсутствие единых стандартов в этой области, в то время как регламент ЕС пусть и в ограниченной форме, вступает в силу в октябре 2023 года. Принимая это во внимание, ПКУМ, безусловно, создаст ненужные препятствия для международной торговли, увеличивая административные и транзакционные издержки.

Подводя итог, мы хотели бы отметить, что нет никакой корреляции между каким-либо глобальным соглашением по борьбе с изменением климата, правилами ВТО и данным конкретным регламентом. К сожалению, Европейский союз предпочитает игнорировать этот факт, что приведет к еще большим проблемам, чем те, с которыми уже столкнулось мировое сообщество.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ – ТОВАРЫ БЕЗ ОБЕЗЛЕСЕНИЯ – ЗАПРОС ОТ ИНДОНЕЗИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как уже говорилось ранее, регламент представляет собой типичную меру, вводящую количественные ограничения и дискриминирующую товары по их происхождению, и несовместим со ст. XI и ст. I ГАТТ. Несмотря на то, что данный конкретный правовой акт устанавливает концепцию механизма, который будет введен впоследствии, нет сомнений, что он окажет серьезное влияние на торговлю широким спектром сельскохозяйственной продукции и производных товаров, особенно на фоне текущего кризиса продовольственной безопасности.

Отсутствует ясность в отношении реализации данной меры, а именно: как ЕС собирается классифицировать страны происхождения в зависимости от ситуации с обезлесением, как и на каком основании будет определять, нарушаются или нет права человека, какие конкретные требования предполагается устанавливать в отношении экспертизы должной осмотрительности и так далее. К этому регламенту и к тому, как он должен работать, есть много вопросов.

Растет число односторонних мер, принимаемых ЕС под предлогом защиты окружающей среды. Такие меры игнорируют правила ВТО и дискуссии в ООН, делая бессмысленными все потенциальные международные договоренности в области борьбы с общими вызовами, а также саму работу на глобальном уровне.

В заключение Российская Федерация призывает Европейский союз полностью соблюдать правила ВТО и международные климатические соглашения при разработке и реализации инструментов своей торговой политики.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ – ЕВРОПЕЙСКАЯ ЗЕЛЕНАЯ СДЕЛКА – ЗАПРОС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2022 году Европейская комиссия опубликовала предложение о принятии Директивы о корпоративной должной осмотрительности в области устойчивого развития. Этот проект регулирования охватывает две группы компаний в ЕС. Первая группа включает в себя около 9400 компаний с численностью сотрудников более 500 человек и чистым оборотом более 150 млн евро по всему миру. Учитывая описание этой группы, в неё входят компании всех отраслей промышленности. Вторая группа состоит из экономических операторов с численностью сотрудников более 250 и более 40 млн евро чистого оборота, которые занимаются производством сырья, сельскохозяйственной, рыбной продукции и т.д.

Компании будут обязаны в рамках должной осмотрительности проводить экспертизу на предмет соблюдения своими поставщиками положений международных соглашений по изменению климата и правам человека. Другими словами, европейские предприятия должны определить, соответствует ли деловая практика их торговых партнеров нормам международного права.

Данная мера не устанавливает конкретных требований к продукции, поставляемой на рынок ЕС, как другие элементы «Зеленой сделки», но нет сомнений в том, что такое законодательство заставит компании пересмотреть свои цепочки поставок. Такая ситуация наносит вред международной торговле и затронет интересы многих членов ВТО.

Еще одна мера, которую хотелось бы отметить, – это новое предложение по упаковке и упаковочным отходам, которое является не чем иным, как очередной попыткой Европейской комиссии адаптировать применяемые в настоящее время частные стандарты предприятий, являющихся основными потребителями пластиковой упаковки.

В ходе заседаний Комитета по ТБТ и Комитета по торговле и окружающей среде российская делегация перечислила возможные отклонения регламента от международных правил. Вкратце, данная мера не соответствует Соглашению ВТО по ТБТ в связи с тем, что положения европейского проекта правового документа устанавливают требования, не соответствующие международным стандартам, и, безусловно, создадут ненужные препятствия для международной торговли.

 

АВСТРАЛИЯ, КАНАДА, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЯПОНИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ – ОДНОСТОРОННИЕ ТОРГОВЫЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВ РОССИИ – ЗАПРОС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С начала года к этому длинному списку мер добавились новые запреты на экспорт некоторых промышленных и медицинских товаров, дополнительные запреты на импорт минеральной продукции из России, ряд новых ограничительных мер, направленных против крупнейших российских банков, научно-исследовательских институтов и коммерческих компаний.

Эти меры не только не соответствуют положениям Соглашений ВТО, но и усугубляют глобальный экономический, энергетический и продовольственный кризисы и наносят непоправимый ущерб мировой экономике.

Несмотря на это, мы являемся свидетелями ряда попыток обвинить Россию в провоцировании мирового продовольственного кризиса. Такие попытки не основаны на объективной оценке исходных данных.

Рост цен на сырьевые товары является следствием решения некоторых стран отказаться от российских углеводородов, удобрений, ввести ограничения на транспортировку, финансирование и страхование. Россия является как крупным производителем, так и экспортером пшеницы и удобрений. Например, российские удобрения обеспечивают производство 117 миллионов тонн пшеницы или 440 миллионов тонн кукурузы, чего достаточно, чтобы прокормить около 500 миллионов человек. Меры против России ведут к росту затрат на логистику и цен на продовольствие, снижая доступность этих товаров для нуждающихся (а именно стран с формирующейся рыночной экономикой, развивающихся и наименее развитых стран, которые являются нетто-импортерами этих товаров из нашей страны).

Несмотря на заявления об отсутствии ограничений, российские экспортеры сталкиваются с:

-        повышением ввозных пошлин,

-        блокированием платежей,

-        запретами на вход в морские порты,

-        ограничениями в отношении грузовых и автомобильных перевозок, а также на страховые и юридические услуги,

-        невозможностью приобретения и поставки запасных частей для необходимого сельскохозяйственного оборудования,

-        ограничительными мерами против связанных компаний и физических лиц, включающими заморозку активов и запрет на ведение дел с такими лицами.

Введенные меры приводят к увеличению транзакционных издержек и de facto количественным ограничениям в отношении российских поставок продовольствия и удобрений, что приводит к глобальному дефициту продовольствия и росту цен. Таким образом, все попытки переложить вину за все вышеперечисленные проблемы на Россию выглядят смешно.

Мы также отмечаем, что секторы, являющиеся главными объектами санкций, подозрительно совпадают с традиционной протекционистской политикой в отношении России. Эти меры служат типичным рыночным интересам и изменяют глобальную конкуренцию. Санкции ограничивают торговые отношения, позволяя другим реализовывать свои экономические интересы. Такой подход разрушает многостороннюю торговую систему и подрывает основы ВТО, заключающиеся в противодействии протекционистскому давлению.


С оригиналом документа можно ознакомиться по ссылке