Выступление представителя России на заседании Комитета по сельскому хозяйству

2023 / Апрель 15

27-28 марта 2023 г.

Политика и продовольственная безопасность – опасения России

Мы стали свидетелями ряда попыток обвинить Россию в провоцировании мирового продовольственного кризиса, которые не основаны на объективной оценке исходных данных. Вновь обратимся к цифрам, представленным ФАО в недавно выпущенном Индексе продовольственных цен. После резкого роста в первые месяцы прошлого года цены на зерно и сою вернулись к прежнему уровню к концу 2022 года. Однако в отчете Системы информационного обеспечения рынков сельскохозяйственной продукции отмечается, что цены всё ещё повышены и находятся в верхнем диапазоне исторических уровней. Это дает понять, что, во-первых, изменение цен не зависит от текущей ситуации на территории Украины, а во-вторых, оно обусловлено другими системными факторами, которые необходимо устранить.

Мы призываем сосредоточиться на фундаментальных причинах разворачивающегося кризиса, признанных специализированными международными организациями и аналитическими центрами.

Давно существующие трудности с обеспечением продовольственной безопасности с течением времени видоизменились. Этому способствовал целый ряд факторов: постпандемическая макроэкономическая политика, приведшая к стремительному росту инфляции, взлету цен на сырьевые товары и росту процентных ставок наряду с девальвацией национальных валют, нехватка удобрений, погодные условия, принудительное внедрение биотопливных технологий и «зеленых» методов ведения сельского хозяйства, которые увеличили затраты и снизили производительность, и, наконец, что не менее важно, регуляторные искажения и односторонние ограничительные меры на сельскохозяйственном рынке.

Мы обращаем внимание членов на эти факты не только для того, чтобы возразить против одностороннего изображения текущего развития рынка, но и для того, чтобы призвать к объективной оценке основных движущих сил разворачивающегося кризиса, чтобы члены могли принять соответствующие решения в области торговой политики для борьбы с причинами глобальных проблем безопасности в сфере продовольствия и удобрений.

Названный рост цен на средства производства (удобрения и энергоносители) полностью объясняется решением некоторых стран отказаться от российских углеводородов, что привело к росту цен на удобрения и сельскохозяйственную продукцию. Цены на газ и электроэнергию поднялись до рекордных уровней в 2022 году, достигнув исторических максимумов. Высокие производственные затраты, перебои в поставках и торговые ограничения стали причиной недавнего скачка цен. Все попытки переложить вину за все вышеперечисленные проблемы на Россию выглядят смешно в свете усилий, предпринятых Россией для обеспечения глобальной продовольственной безопасности и поставок продовольствия по всему миру.

Кроме того, Россия внесла свой вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности, оказывая гуманитарную помощь уязвимым экономикам. В 2022 году Всемирная продовольственная программа ООН поставила в нуждающиеся страны российские продукты питания, которые сопровождались чрезвычайными гуманитарными грузами. В общей сложности эти поставки помогли удовлетворить продовольственные потребности почти 20 стран. Россия также предоставила 260 тысяч тонн удобрений, заблокированных в европейских портах, для нужд наименее развитых стран.

В ответ на глобальную нехватку продовольствия Россия выполняет свою часть Черноморской зерновой сделки и поддержала ее продление на следующие 60 дней. Однако приносит ли зерновая сделка пользу бедным странам, как утверждают другие делегации? Пока что основным пунктом назначения украинских поставок продовольствия являются страны не с низким, а с высоким уровнем дохода. Точные данные опубликованы на сайте Совместного координационного центра ООН по Черноморской зерновой инициативе. Из них следует, что груз в основном идет в Испанию, Италию и Нидерланды. Эти страны входят в топ-5 государств назначения. Совокупный объем поставок в страны с высоким уровнем дохода составляет 46%. Эти страны нельзя считать голодающими. Представляется, что поставки зерна в европейские страны не решают проблему глобального продовольственного кризиса. В то же время, например, Джибути, Судан и Сомали получили всего 125 тысяч тонн зерна, а все страны с низким уровнем дохода в сумме получили менее 3%.

«Черноморская инициатива» по экспорту украинского продовольствия была продлена на следующие 60 дней при условии достижения ощутимого прогресса в соответствии с меморандумом Россия-ООН по нормализации российского сельскохозяйственного экспорта. На данный момент те члены, которые призывали помочь уязвимым экономикам, не добились ощутимых результатов в обеспечении свободного доступа российского зерна и удобрений на мировые рынки.

Как резонно заметил участник семинара по торговому финансированию в рамках рабочей программы по продовольственной безопасности, расплывчатые и дискреционные санкционные правила остаются одним из препятствий для деятельности агробанков по торговому финансированию. Мы неоднократно слышали заявления об освобождении поставок российских удобрений и сельскохозяйственной продукции от любых ограничений. Однако на практике экспортеры сталкиваются с многочисленными ограничениями, включая:

-         блокирование банковских счетов и платежей,

-         ограниченный доступ к портовой инфраструктуре,

-         ограничения на грузовые и автомобильные перевозки, а также на страховые и юридические услуги,

-         невозможность приобретения запасных частей для сельскохозяйственного оборудования из-за запретов,

-         трудности при осуществлении экспортных продаж зерна в результате невозможности использования в контрактах арбитражной оговорки Международной ассоциации торговли зерном и кормами и вытекающие из этого последствия.

Некоторые из этих случаев подвергаются сомнению и описываются более подробно в рамках процедур рассмотрения нынешнего Комитета и основаны на фактических данных и правовых актах в отличие от политически предвзятых обвинений в адрес России, исходящих от некоторых членов ВТО.

Так, один из последних примеров касается крупного европейского контейнерного перевозчика, который сталкивается с неясными и непредсказуемыми санкционными правилами ЕС и в результате требует от импортеров российских товаров из Бразилии, Израиля, США принятия дополнительных обязательств и покрытия всех рисков несоблюдения санкционных правил. Это неприемлемо для большинства покупателей и приводит к отказу от приобретения необходимой продукции. Такие действия приводят к увеличению затрат и фактическим количественным ограничениям в отношении российских поставок продовольствия и удобрений, способствуя глобальному дефициту продовольствия и волатильности цен.

Общее число односторонних экономических ограничительных мер, введенных против России, приближается к 3000 и продолжает расти. Применяя различные запреты и ограничения, авторы санкций затрагивают не только Россию. Санкции негативно повлияли на тех, кто хочет продолжать торговать с Россией по правилам. Они добавили проблем многим другим экономикам по всему миру из-за побочных эффектов. В результате развивающиеся и наименее развитые страны вынуждены платить гораздо более высокую цену за необходимые им товары. Например, российские удобрения обеспечивают производство 117 миллионов тонн пшеницы или 440 миллионов тонн кукурузы во всем мире, чего достаточно, чтобы прокормить около 500 миллионов человек. Односторонние экономические меры против России ведут к увеличению транзакционных издержек, и в результате мы видим рост издержек для фермеров и снижение доступности таких товаров для нуждающихся.

Мы являемся свидетелями двуличной политики некоторых членов ВТО. Объявив на недавних министерских встречах G20 и Глобального форума по продовольствию и сельскому хозяйству об обязательстве обеспечить доступность продовольственных товаров и избегать любых необоснованных ограничительных мер в торговле, которые приводят к волатильности цен на продовольствие и удобрения, они на самом деле вводят различные ограничения, которые способствуют глобальному отсутствию продовольственной безопасности.

К сожалению, спонсоры санкций не дают ни ответа на поставленные вопросы, ни последовательного обоснования незаконных действий с точки зрения права ВТО, а в ответ мы слышим только политические лозунги. Как мы понимаем, они просто не в состоянии представить какие-либо значимые аргументы в защиту своей торговой политики.

С оригиналом документа можно ознакомиться по ссылке.