Пресс-релиз Центра экспертизы ВТО: Есть первый результат участия в спорах в ВТО!

2018 / Август 24
В минувшую пятницу, 20 июля 2018 года, опубликован доклад третейской группы по спору Украина — Антидемпинговые меры в отношении аммиачной селитры (DS493). В рамках этого спора Россия оспаривала выводы органа расследования Украины и пошлины, веденные по результатам такого расследования в отношении импорта аммиачной селитры из России.

Участие Российской Федерации в данном споре происходило при непосредственной поддержке Центра экспертизы ВТО. Привлечение экспертов Центра в данном споре осуществлялось в полном объеме: разработка позиции, подготовка письменных представлений, подготовка заявленных позиций в ходе слушаний, участие в самих слушаниях, которые прошли в Женеве в июле и ноябре прошлого года.

Данный спор относится к череде споров в отношении энергокорректировок. Вопрос является для Российской Федерации системным. Суть энергокорректировок заключается в том, что орган расследования при расчете нормальной стоимости отвергает данные производителя об издержках на сырье (энергию) на том основании, что цены на сырье в стране происхождения товара подвержены государственному регулированию и не соответствуют ценам на рынках стран, где, по мнению органа расследования, государственное вмешательство отсутствует. В результате реальные издержки производителя заменяются на суррогатные цены на сырье, отражающие цены на других рынках. Это ведет к завышению нормальной стоимости товара и, соответственно, более высокой ставке антидемпинговой пошлины. По мнению Российской Федерации, такая практика не соответствует обязательствам, вытекающим из Соглашений ВТО и, в частности, Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 (Антидемпинговое соглашение).

Украина — Антидемпинговые меры в отношении аммиачной селитры (DS493) – это первый спор, по которому третейская группа приняла решение в отношении применения энергокорректировок против российских компаний. По всем системным вопросам в отношении неверного расчета демпинговой маржи позиции Российской Федерации поддержаны, а именно:

— наличие государственного регулирования на рынке сырья и отличия от цен на сырье на других рынках само по себе не является основанием для отклонения отчетности производителей для целей расчета издержек. Соответственно, отказ от использования издержек производства, как они отражены в отчетности производителей, представляет собой нарушение статьи 2.2.1.1 Антидемпингового соглашения.

— использование скорректированных таким образом издержек при сравнении со сделками российских производителей на внутреннем рынке для целей установления, являются ли такие сделки совершенными в обычных условиях торговли, противоречит правилам статьи 2.2.1 Антидемпингового соглашения.

— суррогатная цена на газ, взятая на границе между Чехий и Германией, не является отражением издержек в стране происхождения, то есть в Российской Федерации, и таким образом ее использование для подсчета нормальной стоимости противоречит обязательствам, вытекающим из статьи 2.2 Антидемпингового соглашения.

Как результат, третейская группа подтвердила, что использование такой методики для целей пересмотра связи с истечением срока действия антидемпинговых мер, и установления оснований для продления таких мер также явилось нарушением обязательств по статьям 11.2, 11.3 Антидемпингового соглашения.

Кроме того, третейская группа согласилась с позицией России в том, что включение в охват промежуточного пересмотра и пересмотра в связи истечением срока действия антидемпинговой меры производителя, в отношении которого была установлена отрицательная демпинговая маржа по итогам оригинального расследования, является нарушением статьи 5.8 Антидемпингового соглашения.

Третейская группа также поддержала ряд процедурных требований России, связанных с нераскрытием органом расследования некоторых существенных фактов расследования в своем докладе. Кроме того, третейская группа установила, что предоставление двухдневного срока российским производителям для предоставления комментариев на доклад о результатах расследования является недостаточным сроком для защиты интересов таких производителей.

Следует отметить, что в настоящий момент доклад третейской группы еще окончательно не принят. В соответствии со статьей 16.4 Договоренности о разрешении споров доклад подлежит принятию Органом по разрешению споров в течение 60 дней с момента его публикации, если ни одна из сторон не подаст апелляцию. Если одна из сторон подаст апелляцию, спор будет рассмотрен в Апелляционном органе ВТО.