3.12.2021 Позиции стран и международных организаций по вопросам введения трансграничного углеродного регулирования

2021 / Декабрь 3

24.jpg

Казахстан готовит свою систему торговли выбросами, аналогичную системе ЕС

Посол Казахстана в ЕС Баймухан Маргулан сообщил, что Казахстан и ЕС должны тесно сотрудничать в рамках «зеленых» проектов: именно поэтому Казахстан планирует тесно согласовать свою обновленную схему торговли квотами на выбросы углерода с ЕС в рамках перехода к «зеленой экономике». Помимо этого, Зульфия Сулейменова, член комитета по иностранным делам, обороне и безопасности парламента Казахстана, отметила, что крайне важным является согласование экологических целей и обеспечение реального сотрудничества с ЕС в их достижении. Также министры Казахстана призвали ЕС учесть особенности экономики Казахстана при сборе ПКУМ.

Президент отдела внешних связей Европейского экономического и социального комитета Димитрис Димитриадис добавил, что ЕС в настоящее время завершает разработку международной энергетической стратегии и начнет переговоры с Казахстаном после того как стратегия вступит в силу.

 dgdg.jpg

Польша выразила обеспокоенность по поводу ПКУМ ЕС

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецки заявил, что несмотря на то что ПКУМ ЕС может создать равные условия для европейской промышленности, он также может нанести ущерб конкурентоспособности отдельных секторов. Премьер-министр пояснил, что импортеры стали, а также предприятия, использующие сталь в своем производстве, могут пострадать от введения углеродного налога, так как они будут покупать углеродные сертификаты по такой цене за углерод, как если бы товары были произведены в соответствии с правилами ценообразования углерода в ЕС.

Поначалу Польша поддерживала идею ПКУМ, однако теперь М. Моравецки подчеркнул, что для Польши крайне важными являются, во-первых, сохранение бесплатных разрешений на выбросы CO2 для энергоемких секторов и, во-вторых, поддержка «зеленой» трансформации в Польше и компенсация социальных издержек из средств дохода от ПКУМ ЕС.

2.jpg

По итогам анализа Всемирного банка введение ПКУМ почти не затронет российскую экономику

Анализ Всемирного Банка показал, что планы ЕС по введению ПКУМ почти не затронут российскую экономику. Результаты моделирования показали, что сокращение экспорта в ЕС из-за ПКУМ будет частично компенсировано увеличением экспорта в другие страны, которые такого налога не вводят. С учетом всех эффектов снижение российского экспорта в ЕС к 2035 году может составить всего 0,4—1,2%. Как резюмирует Всемирный Банк: «макроэкономический эффект от этой меры в масштабах всей экономики оценивается как незначительный», к 2035 году российский ВВП будет лишь на 0,06% меньше, чем в базовом сценарии без введения европейского углеродного налога.

Также Всемирный банк провел анализ различных сценариев «зеленого перехода» и их влияние на Россию и представил итоги в очередном докладе по российской экономике, с которым можно ознакомиться здесь.

 оро.png

 По мнению экспертов, Европейский союз с помощью ПКУМ усиливает климатический протекционизм

Эксперты GMK Center убеждены, что на фоне климатической повестки ПКУМ ЕС представляет собой систему мер, ограничивающих международную торговлю. Уже сейчас эксперты отмечают, что при действующих ставках углеродного налога в Украине, украинские металлургические предприятия оплатили больше налога на выбросы, чем большинство европейских конкурентов.

Как считают эксперты, подобным механизмом ЕС за пускает волну аналогичных инструментов по всему миру. В GMK Center полагают, что ПКУМ по своей сути является дискриминационным и противоречивым инструментом: механизм искажает положения Парижского соглашения, а именно понятие «общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий» при определении климатической политики (ст. 4.19).