Международная торговля – важнейший элемент стратегии развития. Если в результате недавно начатого раунда переговоров по вопросам мировой торговли в рамках программы содействия развитию, намеченной на конференции ВТО в Катаре, удастся вдвое сократить торговые барьеры в отношении продукции сельского хозяйства и текстильной промышленности, развивающиеся страны к 2015 году будут получать дополнительные доходы в объеме более 200 млрд. долларов ежегодно.
Но деятельность в рамках Всемирной торговой организации дает развивающимся странам не только доступ на рынки. Международная торговля и инвестиции, международная торговля и конкуренция, прозрачность в сфере государственных закупок и содействие в расширении торговли — вопросы, впервые обсуждавшиеся на конференции ВТО в Сингапуре в 1996 году, — все это откроет перед развивающимися странами перспективы создания большего числа рабочих мест и экономического роста. Проблем в том, что перечисленные цели и задачи рассматриваются многими развивающимися странами как представляющие интерес только для промышленно развитых государств.
Действительно, эти цели и задачи, так называемые вопросы, поднятые на сингапурской конференции, включены в программу действий ВТО по инициативе государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития, однако в них присутствует значительная составляющая, направленная на содействие развитию.
Рассмотрим вопрос об инвестициях. Все страны — члены ВТО признают, что привлечение прямых иностранных инвестиций представляет собой один из ключевых факторов их экономического роста и стратегии развития. В то же время нынешняя структура распределения потоков прямых иностранных инвестиций складывается не в пользу развивающихся стран. В 2000 году в развивающиеся страны было направлено прямых иностранных инвестиций в объеме 240 млрд. долларов — на 8% больше, чем в 1999 году. В то же время в процентном отношении доля прямых иностранных инвестиций, направленных в развивающиеся страны, составила лишь 19% от их суммарного объема, а в 1994 году эта доля составляла 41%.
Необходимость привлечения больших объемов инвестиций в эти страны очевидна. Один из путей к этой цели лежит через установление четких, прозрачных и предсказуемых общемировых правил инвестиционной деятельности. На конференции в Дохе в ноябре 2001 г. министры договорились о проведении переговоров по вопросам инвестиций после Пятой конференции министров, которая состоится в Мексике в 2003 году, если у государств-членов сложится единое понимание относительно характера таких переговоров. То же можно сказать и об остальных трех вопросах, поставленных на конференции в Сингапуре.
Я понимаю, что такая позиция может вызывать возражения. Например, некоторых представителей развивающихся стран беспокоит то, что введение подобных правил сделает невозможным проведение национальной политики, обеспечивающей направление инвестиций в наименее развитые регионы или в конкретные отрасли экономики. Но в течение ближайшего года рабочая группа основное внимание будет уделять таким вопросам, как объем и предмет переговоров, принципы прозрачности и недопущения дискриминации. Министры четко выразили мнение о том, что в окончательной договоренности обязательно должны быть отражены обязательства правительств принимающих стран в отношении содействия развитию, а также соответствующий баланс интересов стран — получателей инвестиций и стран-инвесторов.
Кроме того, для развивающихся стран было полезно, если бы удалось достичь договоренностей и по остальным вопросам, поставленных на сингапурской конференции. Например, договоренность по вопросам содействия торговле может сократить затраты на экспортные операции на 6 — 10%. По оценкам Форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, программы содействия международной торговле могли бы обеспечить дополнительный рост валового внутреннего продукта стран тихоокеанского региона на 0,25%, что почти вдвое больше потенциального увеличения в результате сокращения тарифов.
Нет оснований полагать, что развивающиеся страны выиграют меньше от соглашения о принципах прозрачности системы государственных закупок, чем страны развитые. В сущности, большинство развивающихся стран не возражают против выработки соглашений по этим четырем группам вопросов. Но некоторая тревога присутствует. Их беспокоит, главным образом, то, что, по их мнению, участники переговоров, представляющие развивающиеся страны, не так глубоко разбираются в этих вопросах, как их партнеры по переговорам со стороны развитых стран. И такая позиция не лишена оснований. Действительно, каким образом представитель страны, где нет законодательства о конкуренции, может участвовать в выработке международных норм?
Но эту проблему можно решить — путем усиления технического содействия развивающимся странам и развития потенциала и возможностей их национальных организаций. Проблема обусловленности кредитов обязательствами должников проводить определенную экономическую политику вызывает возражения со стороны ряда стран указанной категории, особенно когда это связано с сокращением объемов внешнего долга или с предоставлением новых займов со стороны международных агентств содействия развитию. Суть программы содействия развитию, принятой на конференции в Дохе, в том, что теперь стороны поменялись ролями: впервые беднейшие страны выдвинули условия в отношении экономически развитых государств.
Эти условия заключаются в следующем: если дело дойдет до ведения детальных переговоров по новым группам вопросов, на переговорах также должны обсуждаться меры по развитию возможностей их национальных организаций и оказание им технического содействия. Это толковые и обоснованные условия; на мой взгляд, они позволят сэкономить время. Учитывая, что, по решению министров, программа мер по содействию развитию, намеченная на конференции ВТО в Дохе, должна быть завершена к 1 января 2005 г., время терять нельзя.
Вопросы, поднятые на конференции в Сингапуре, имеют первостепенное значение для развития и должны помочь развивающимся странам в привлечении больших объемов инвестиционных средств, в решении проблем коррупции и неэффективности, в обеспечении более справедливых рыночных условий для предпринимателей и потребителей.
Но достижение этих целей потребует немалых усилий и щедрости от развитых стран: если они не примут мер по развитию собственного потенциала развивающихся стран и оказанию им технического содействия, сами развивающиеся страны будут не готовы сделать следующий шаг.
«Файнэншл Таймс», 18.02.02, Майк Мур
10 дек 2024
18 ноя 2024
3 дек 2024
14 ноя 2024