Упрощение ПКУМ ЕС: Что изменится для малых и средних предприятий?

2025 / Март 12

Спустя почти два года после принятия Регламента (ЕС) 2023/956 об установлении пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ) Европейская комиссия наконец признала обоснованность жалоб бизнеса: требования, особенно в части отчетности и финансовых обязательств, налагают несоразмерное бремя на малые и средние предприятия. Еврокомиссия пришла к выводу, что для этих импортеров административная нагрузка, связанная с соблюдением требований ПКУМ, значительно превышает выгоды для окружающей среды.

В рамках усилий ЕС по упрощению нормативной базы и снижению административной нагрузки для бизнеса, а также для себя и уполномоченных национальных органов, Еврокомиссия подготовила предложения о внесении изменений в Регламент (ЕС) 2023/956 (далее – Регламент по ПКУМ)[i].

«Предлагаемые целевые изменения обеспечат более эффективную и результативную реализацию существующего механизма», – заявила Еврокомиссия. По ее оценкам, изменения освободят около 90% импортеров от обязательств, предусмотренных Регламентом по ПКУМ, при этом сохранив охват этого механизма на уровне более 99% «встроенных» выбросов.

Однако основные требования и обязательства к импортерам и уполномоченным декларантам ПКУМ останутся, а предлагаемые изменения будут носить точечный характер, упрощая отдельные процедуры и освобождая от обязательств небольших импортеров отдельных товаров. В некоторых случаях очевидно стремление Еврокомиссии усилить механизм, решить внутренние задачи, в том числе подготовиться к планируемому расширению товарного охвата. В этой статье рассматривается предложение Еврокомиссии об исключении de minimis для определенной категории импортеров, в основном малых и средних предприятий.

Вместо исключения, основанного на таможенном законодательстве ЕС (когда стоимость поставленной партии товара не превышает 150 евро),[ii] которое на практике оказалось неэффективным для ПКУМ, Еврокомиссия предлагает установить минимальный кумулятивный порог – 50 тонн чистой массы импортируемого товара в год на одного импортера.

Исключение de minimis предлагается предусмотреть для импортеров товаров, охваченных ПКУМ в четырех секторах: алюминий, железо и сталь, удобрения, цемент. Таким образом, импортеры электричества и водорода не смогут воспользоваться этим исключением.

Предлагаемое исключение будет применяться только к импортеру. Косвенный таможенный представитель по-прежнему должен будет получать разрешение на импорт для ввоза товаров в основной период действия ПКУМ (с 1 января 2026 г.).

Выгоды от предложенного исключения de minimis включают освобождение импортера от обязательств, таких как получение статуса авторизованного декларанта ПКУМ, подача декларации ПКУМ, покупка сертификатов ПКУМ и, соответственно, сокращение расходов, связанных с ПКУМ ЕС.

Как пояснила Еврокомиссия, каждый импортер сможет самостоятельно определить, распространяется ли на него исключение de minimis, и заявить об этом при подаче импортной декларации. В течение года импортеру потребуется контролировать объем своего импорта, чтобы оценить, достигнуто ли установленное в исключении пороговое значение. В случае ожидаемого превышения и, соответственно, прекращения действия исключения de minimis, импортеру потребуется подать заявление на получение статуса авторизованного декларанта ПКУМ и выполнить все требования и обязательства, предусмотренные Регламентом по ПКУМ.

Несмотря на привлекательность положения о самоопределении для применения этого исключения, не следует рассчитывать на возможность обхода правил. К импортерам, не получившим разрешение на импорт до превышения порогового значения, будут применяться жесткие штрафные санкции в отношении всех импортированных товаров. Еврокомиссия и уполномоченные органы в странах-членах ЕС будут осуществлять мониторинг и контроль за выполнением установленного ограничения, а также информировать таможенные органы о выявленных нарушениях. В свою очередь, таможенные органы не будут разрешать импортеру-нарушителю последующее импортирование товаров до конца календарного года или до тех пор, пока он не получит статус авторизованного декларанта ПКУМ.

Среди ожидаемых выгод от упрощения Регламента по ПКУМ Еврокомиссия указывает на «укрепление правовой определенности», но для импортеров, включая малые и средние предприятия, это, скорее всего, останется лишь мечтой. Можно ли говорить о предсказуемости правил в отношении исключения, когда его ключевое значение остается изменчивым и непредсказуемым?

Расчет порогового значения будет проводиться ежегодно на основе разработанных Еврокомиссией формул и методологии. В частности, предлагается предусмотреть возможность пересчета порогового значения на основе обновленных средних показателей интенсивности выбросов импортируемых товаров, значительных изменений в торговых потоках, а также изменений в практиках обхода, влияющих на охват выбросов в рамках ПКУМ.[iii] Если расчеты покажут отклонение более чем на 5 тонн от установленного минимального порога, пороговое значение будет изменено.[iv]

Предложения Еврокомиссии о внесении изменений в Регламент по ПКУМ не являются окончательными, поскольку они подлежат рассмотрению в Европейском парламенте и Совете, которые могут внести в них свои корректировки.

 

В ближайшее время Центр экспертизы ВТО планирует провести вебинар о предложенных Еврокомиссией изменениях в Регламент по ПКУМ. Заявки на участие в вебинаре можно подать, направив сообщение по адресу: info@wto.ru.

 

Наталья Шпильковская




[i] European Commission, Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) 2023/956 as regards simplifying and strengthening the carbon border adjustment mechanism, including two Annexes, 26.2.2025, COM(2025) 87 final.

[ii] Статья 2(3)(а) Регламента по ПКУМ.

[iii] Пункт 5 преамбулы проекта регламента о внесении изменений в Регламент по ПКУМ.

[iv] Приложение II к проекту регламента о внесении изменений в Регламент по ПКУМ.



Загрузка комментариев...