Количество членов ВТО, желающих обложить импортные энергоемкие товары углеродным сбором, растет. В июле 2021 г. Комиссия ЕС опубликовала проект регламента о пограничном корректирующем углеродном механизме (ПКУМ), а в июне 2022 г. американские сенаторы представили в Конгресс США проект «Закона о чистой конкуренции», который предусматривает установление американского ПКУМ с 1 января 2024 года.
Дизайн американского ПКУМ на первый взгляд выглядит лучше европейского, поскольку в нем меньше административных требований (например, не требуется сдача сертификатов и деклараций ПКУМ), но и в нем есть проблемы с точки зрения права ВТО.
По сравнению с европейским вариантом, американский ПКУМ будет иметь гораздо более широкий товарный охват. Согласно проекту Европейской комиссии, ПКУМ ЕС сначала будет применяться к импорту цемента, электричества, удобрений, железа, стали и алюминия.[i] В отличие от ЕС, разработчики ПКУМ США пошли по пути перечисления отраслей, подпадающих под действие этого механизма, и не стали приводить коды товарной номенклатуры, что означает максимально широкий охват продукции этих отраслей.
В 2024-2025 гг. ПКУМ США будет применяться к ископаемому топливу, продуктам нефтепереработки, нефтехимии, удобрениям, водороду, адипиновой кислоте, цементу, железу и стали, алюминию, стеклу, целлюлозе, бумаге и этанолу. В 2026–2027 гг. товарный охват ПКУМ США будет расширен, но только для импортной продукции: ПКУМ будет применяться к конечной продукции, содержащей не менее 500 фунтов (226 кг) углеродоемкого сырья. В 2028 г. произойдет очередное расширение товарного охвата за счет снижения порогового значения с 500 до 100 фунтов (45 кг).
Углеродный сбор будет взиматься с охваченных товаров, производимых в США и в других странах, за исключением «относительно наименее развитых стран». Цена на углерод в 2024 г. составит 55 долларов за тонну. Начиная с 2025 г. цена на углерод будет повышаться по определенной в законе формуле. Как пояснили авторы законопроекта, цена углерода будет увеличиваться на 5% выше уровня ежегодной инфляции.
Заплатить углеродный сбор за товары, ввезенные в США в течение календарного года, должен импортер, причем не позднее 30 сентября последующего года.
Импортеры и внутренние производители охваченных товаров будут платить сбор только за те выбросы углерода, которые превышают установленные Минфином США базовые показатели для соответствующей отрасли США. Эти базовые показатели будут ежегодно снижаться сначала на 2,5% в течение 2025-2028 гг., а затем на 5%. Отсутствие в законопроекте положения об учете углеродных сборов, уплаченных в стране происхождения товаров, вызывает вопросы.
Наиболее проблемным элементом в ПКУМ США является использование различных методологий для расчета углеродоемкости товаров в зависимости от соответствия или несоответствия страны их происхождения определенным требованиям, в том числе прозрачности и рыночности экономики. В то время как в отношении США соответствие этим требованиям презюмируется, другим заинтересованным странам (экспортерам или импортерам), скорее всего, придется доказывать, что «прозрачная, проверяемая и надежная информация доступна в отношении любой охваченной национальной промышленности и что страна является прозрачной рыночной экономикой, в которой маловероятна перетасовка ресурсов между фирмами». Процедура оценки соответствия этим требованиям в законопроекте не прописана, но этот вопрос, возможно, будет прояснен в последующих нормативных актах США.
Для стран, которые, согласно определению Минфина США, соответствуют указанным требованиям, расчет углеродоемкости будет производиться на основе данных национальной промышленности этой страны. Кроме того, предусматривается возможность подачи импортером петиции для определения размера сбора на основе средней углеродоемкости производства такого товара конкретным производителем в стране происхождения.
Если же, по мнению Минфина США, страна происхождения товара не соответствует указанным требованиям, то углеродоемкость будет определяться не для отдельной национальной промышленности, а для экономики страны в целом. Для этого будут использоваться данные о ВВП страны и производственных выбросах парниковых газов за последний год, по которому у Минфина США имеется «надежная информация». Формула расчета размера углеродного сбора для товаров, происходящих из таких стран, более сложная, а результат будет, по-видимому, менее благоприятный.
Разработчики ПКУМ США подчеркивают, что этот механизм позволит сделать американских производителей энергоемких товаров более конкурентоспособными. Сенатор Уайтхаус, один из авторов ПКУМ США, пояснил: «Американские производители в среднем менее углеродоемки, чем большинство их иностранных конкурентов. Углеродоемкость экономики США в среднем почти на 50% меньше углеродоемкости ее торговых партнеров. Углеродоемкость китайской экономики более чем в три раза выше, чем экономика США, а углеродоемкость Индии выше почти в четыре раза».[ii] Таким образом, основная нагрузка по оплате углеродного сбора придется на товары, происходящие из стран, у которых более высокая углеродоемкость по сравнению с США. К таким странам авторы законопроекта и наблюдатели относят, в частности, Китай, Индию и Россию.[iii]
Автор – Наталья Шпильковская
[i] В Приложении 1 к проекту регламента ЕС по ПКУМ приводится перечень охваченных товаров с указанием CN кодов и парниковых газов.
[ii] Press-Release, 8 June 2022, Whitehouse and Colleagues Introduced Clean Competition Act to Boost Domestic Manufacturers and Tackle Climate Change.
[iii] Там же. Дженнифер Хиллман, бывший член Апелляционного органа, отметила применение углеродного сбора к энергоемким товарам, производимым в Китае, Индии и России. Congress can address competitiveness and climate change – without breaking trade rules, 19 July 2022.
6 июн 2025
6 июн 2025
9 июн 2025
2 июн 2025